Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 июля 2017 г. N 05-02/233Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ФГУП "Почта России" (далее также - заявитель) - представитель по доверенности Полякова А.Л.,
от заказчика - агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области (далее также - заказчик) - представитель по доверенности Лапина Т.С.,
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Старостина М.А.,
от оператора торговой площадки - АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ФГУП "Почта России" на действия заказчика - агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области - и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей и агентства по обеспечению деятельности мировых судей
Ярославской области (извещение N 0171200001917000900) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ФГУП "Почта России" на действия заказчика - агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области - и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей и агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области (извещение N 0171200001917000900) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация о данной закупке сформирована заказчиком и уполномоченным органом таким образом, что не позволяет потенциальным участникам аукциона однозначно определить объект закупки, его качественные и количественные характеристики, порядок оказания услуг: из раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе и проекта государственного контракта, как полагает заявитель, не представляется возможным определить точную конкретную потребность заказчика в материалах, необходимых для оказания одной единицы услуги, а, следовательно, потенциальный исполнитель не может объективно рассчитать ее стоимость и принять участие в аукционе, что, соответственно, является нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку приводит к ограничению числа потенциальных участников закупки.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 03.07.2017 размещено извещение N 0171200001917000900 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей и агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступило агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 800 000,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Подпунктом 32 статьи 2 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к оказываемым услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области.
Согласно пункту 4 извещения о проведении электронного аукциона и пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей и агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Объем услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, также указан в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в рамках осуществления данной закупки заказчику требуется, чтобы исполнителем были оказаны следующие услуги:
N п/п |
Наименование услуги |
1. |
Прием, доставка, вручение, хранение, возврат заказного письма с уведомлением о вручении (с учетом стоимости пересылки простого уведомления о вручении; включая стоимость конверта размером 110 мм х 220 мм и (или) 162 мм х 229 мм; весом до 100 г). |
2. |
Прием, доставка, вручение, хранение, возврат заказной бандероли с уведомлением о вручении (с учетом стоимости пересылки простого уведомления о вручении; включая стоимость конверта размером 110 мм х 220 мм и (или) 162 мм х 229 мм и (или) 229 мм х 324 мм; весом от 100 г до 2 кг) |
3. |
Прием, доставка простого письма (включая стоимость конверта размером 110 мм х 220 мм и (или) 162 мм х 229 мм; весом до 100 г) |
4. |
Прием, доставка простой бандероли (включая стоимость конверта размером 110 мм х 220 мм и (или) 162 мм х 229 мм, и (или) 229 мм х 324 мм; весом от 100 г до 2 кг) |
С целью оказания услуг, являющихся объектом настоящей закупки, исполнитель обязан, в том числе:
- в течение срока оказания услуг по заявке отправителей поставлять необходимое количество немаркированных конвертов размера 110 мм х 220 мм и (или) 162 мм х 229 мм, и (или) 229 мм х 324 мм для упаковки корреспонденции;
- в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта поставить каждому отправителю немаркированные конверты размера 110 мм х 220 мм в количестве не менее 1 000 (одной тысячи) штук, размера 162 мм х 229 мм и 229 мм х 324 мм в количестве не менее 100 (ста) штук каждого размера;
- производить обработку и доставку (вручение) почтовых отправлений по назначению. Обработка корреспонденции должна быть произведена исполнителем не позднее дня, следующего за днем забора корреспонденции у отправителя.
Аналогичные требования содержатся в подпунктах 2.1.1 и 2.1.3 пункта 2.1 раздела 2 "Обязанности сторон" проекта государственного контракта.
Таким образом, в документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом определено минимально необходимое количество немаркированных конвертов каждого размера для каждого отправителя, которое должно быть поставлено исполнителем в рамках исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, в определенные сроки.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, поскольку точное количество услуг, которое потребуется заказчику за период до окончания действия контракта (с момента подписания государственного контракта по 31.12.2017) рассчитать заранее не представляется возможным, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указано, что в течение срока исполнения контракта по заявке отправителей исполнитель поставляет необходимое количество конвертов для упаковки корреспонденции (немаркированные конверты размера 110 мм х 220 мм и (или) 162 мм х 229 мм, и (или) 229 мм х 324 мм) и в дальнейшем осуществляет прием, доставку, вручение, хранение, возврат заказного письма (заказной бандероли) с уведомлением о вручении / прием, доставку простого письма (простой бандероли), при этом в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указана как цена единицы услуги, так и общая начальная (максимальная) цена контракта.
Так, согласно пункту 4 извещения о проведении электронного аукциона и пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 800 000,00 руб.
Цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги (в случае, если невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки) составляет 102,56 руб.
При этом оплата оказания услуг осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем представитель уполномоченного органа отметил, что в соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
При этом отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае подтверждается тем, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком и уполномоченным органом были использованы сведения о наличии возможности оказания данных услуг, как минимум, у двух исполнителей, что подтверждается следующий информацией:
1) коммерческое предложение N 1 от 31.05.2017 ООО "Городская курьерская служба";
2) ценовая информация, полученная из реестра контрактов, относительно исполненных контрактов на оказание аналогичных услуг:
- государственный контракт от 01.12.2016 N 161/УСД-ООМС на оказание услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области, заключенный с ФГУП "Почта России" (УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России");
- государственный контракт от 24.10.2016 N 149/УСД-ООМС на оказание услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области, заключенный с ФГУП "Почта России" (УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России");
- государственный контракт от 13.09.2016 N 143/УСД-ООМС на оказание услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области, заключенный с ФГУП "Почта России" (УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России").
Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемом аукционе было подано две заявки, в том числе заявка участника закупки ФГУП "Почта России" (в лице УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России") (порядковый номер заявки N 2). Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0171200001917000900 от 14.07.2017 участник закупки ФГУП "Почта России" (в лице УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России") (порядковый номер заявки N 2) принимал участие в данном электронном аукционе (предложенная последним цена контракта составила 78,98 руб., снижение относительно начальной цены единицы услуги (102,56 руб.) составило 22,99 %).
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки (в том числе для заявителя), а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках относительно ограничения числа участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФГУП "Почта России" на действия заказчика - агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области - и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей и агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области (извещение N 0171200001917000900) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 июля 2017 г. N 05-02/233Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017