Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 июля 2017 г. N 228Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
ООО "ДСУ-1" (далее - заявитель) - представители по доверенности Власенкова И.А., Тихомирова М.В.,
от заказчика - Муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее - заказчик), представитель по доверенности Марьин В.В.;
от уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - представители по доверенности Беляева Н.М., Юртайкина И.Ю.;
от оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - площадка), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "ДСУ-1" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева (извещение N 0371300027817000246) (далее - аукцион, аукционная комиссия уполномоченного органа) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба ООО "ДСУ-1" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева (извещение N 0371300027817000246).
Заявитель считает, что аукционной комиссией уполномоченного органа неправомерно принято решение о признании участника закупки ООО "ДСУ-1", не соответствующим требованиям документации об аукционе в электронной форме, поскольку на дату подачи заявки на участие в данном аукционе в электронной форме Кулигин В.Т., занимающий должность заместителя генерального директора и состоящий в браке с Кулигиной Н.С., не работал в ООО "ДСУ-1", что, по мнению заявителя, подтверждается приказом и его личным заявлением, соответственно, конфликт между участником закупки и заказчиком отсутствует.
В качестве доводов жалобы заявитель указывает на то, что количество членов аукционной комиссии уполномоченного органа не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, отсутствует подтверждение включения в состав аукционной комиссии нового члена или заменяющего другого, отсутствует профессиональная подготовка членов комиссии в связи со сменой членов комиссии в одной процедуре, протокол подведения итогов электронного аукциона в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не подписан всеми членами, принявшими участие в голосовании, а также заказчиком искусственно создана ситуация, при которой мог возникнуть конфликт интересов между заказчиком и участником; отмечает, что в единой информационной системе не размещен протокол проведения электронного аукциона
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители уполномоченного органа, заказчика представили письменные пояснения по существу жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.06.2017 размещено извещение N 0371300027817000246 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 313 130 рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требовании к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Аналогичные требования установлены заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации (подпункты 1.7.4.2-1.7.4.7 пункта 1.7.4 главы 2 "Инструкция участникам закупки" документации об аукционе в электронной форме).
Так, в пункте 13 Главы 3 "Информационная карта" документации об аукционе в электронной форме установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию в соответствии с пунктом 3.2.4 Инструкции участникам закупки.
Исходя из пункта 3.2.4 Главы 2 "Инструкция к участникам закупки" документации об аукционе в электронной форме вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, с учетом информации, указанной в Информационной карте документации об электронном аукционе:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 1.7.4.1, 1.7.4.10, 1.7.4.11 пункта 1.7.4 главы 2 "Инструкция участникам закупки", или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 1.7.4.2-1.7.4.7 пункта 1.7.4 главы 2 "Инструкция участникам закупки" (рекомендуется заполнять по форме, представленной в главе 5 настоящей документации). Перечень документов, предусмотренных подпунктами 1.7.4.1, 1.7.4.10, 1.7.4.11 пункта 1.7.4, устанавливается в Информационной карте документации об электронном аукционе (в случае установления законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги). Перечень иных документов (в случае необходимости их требования) может быть установлен в Информационной карте документации об электронном аукционе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов (в случае, если это установлено в Информационной карте документации об аукционе).
6) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28, 29 Закона, или копии этих документов, в случае, если предоставление таких преимуществ предусмотрено в Информационной карте электронного аукциона.
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренная формами 1, 2 главы 5 настоящей документации.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "ДСУ-1" участвовало в аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева (извещение N 0371300027817000246).
В составе второй части заявки участника закупки представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям документации, в том числе о том, что отсутствует между участником закупки и заказчиком конфликт интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества
11 июля 2017 года состоялось заседание аукционной комиссии уполномоченного органа по рассмотрению вторых частей заявок участников закупки, поданных на участие в аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева (извещение N 0371300027817000246), на котором, как пояснили представители уполномоченного органа и заказчика, выяснилось, что одним из участников закупки является ООО "ДСУ-1", в связи с чем одним из членов аукционной комиссии (Кулигиной Н.С.) было заявлено о невозможности голосования, поскольку супруг (Кулигин В.Т.) на дату проведения данного заседания трудоустроен в ООО "ДСУ-1" и занимает должность заместителя директора.
Данное обстоятельство зафиксировано остальными членами аукционной комиссии в акте (имеются соответствующие подписи данных членов комиссии).
Представители уполномоченного органа и заказчика пояснили, что на момент заседания аукционной комиссии у членов такой комиссии имелись основания считать, что между одним из членов комиссии (Кулигиной Н.С.) и участником закупки ООО "ДСУ-1" (физическим лицом из круга лиц, входящих в орган управления юридического лица, Кулигиным В.Т.) присутствуют признаки конфликта интересов, в основу подобных утверждений положено устное заявление Кулигиной Н.С. и ее самоустранение, как члена комиссии от голосования, что в совокупности усилило позицию членов аукционной комиссии уполномоченного органа, оснований усомниться в которой не имелось.
Кроме того, согласно протоколу N 5 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, Кулигиной Н.С. не соблюдены требования об урегулировании конфликта интересов, поскольку последняя не проинформировала, что у нее возможен конфликт интересов, так как ее муж работает в дорожной отрасли, не отказалась от членства в комиссиях.
В рамках заседания Комиссии представители ООО "ДСУ-1" указывали на то, что на дату подачи заявки на участие в оспариваемом аукционе в электронной форме Кулигин В.Т., занимающий должность заместителя генерального директора и состоящий в браке с Кулигиной Н.С. (член аукционной комиссии) не работал в ООО "ДСУ-1", в подтверждение представлена копия заявления Кулигина В.Т. от 22 мая 2017 года, содержащая просьбу уволить Кулигина В.Т. по собственному желанию с 05.06.2017, и приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 05 июня 2017 года N 37 о прекращении действия трудового договора от 02 июля 2015 года, увольнении Кулигина В.Т. с 05 июня 2017 года.
Вместе с тем тот факт, что Кулигин В.Т. по состоянию на момент подачи ООО "ДСУ-1" заявки на участие в аукционе в электронной форме (извещение N 0371300027817000246) был уволен, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, поскольку одним из членов комиссии (Кулигиной Н.С.) заявлено обратное.
Комиссия, с учетом положений статьи 6, частей 1 и 2 статьи 8, части 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, исходит из того, что основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение гласности и прозрачности осуществления государственных и муниципальных закупок, направленных на недопущение ограничения конкуренции, обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11 июля 2017 года N 436 аукционной комиссией уполномоченного органа при рассмотрении вторых частей заявок было принято решение о не соответствии заявки участника закупки ООО "ДСУ-1" требованиям аукционной документации, в том числе "на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пп. 2 п. 5.3.3. раздела 5.3. § 5 главы 2 документации об электронном аукционе - несоответствие участника электронного аукциона требованиям, предусмотренным п. 2 ч.5 ст. 66, п. 9 ч.1 ст. 31 указанного Федерального закона:
в соответствии с пп. 1.7.4.7. раздела 1.7 главы 1 документации об электронном аукционе, п. 10 информационной карты главы 3 документации об электронном аукционе установлено требование об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. На комиссии по подведению итогов электронного аукциона выявилось обстоятельство, что член аукционной комиссии состоит в браке с физическим лицом из круга лиц, входящих в орган управления юридического лица - ООО "ДСУ-1" - участника закупки".
Таким образом, учитывая, что законодательством о контрактной системе установлены требования в части отсутствия между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, а также меры, в случае если участник закупки не соответствует таким требованиям, Комиссия на основании имеющихся в ее распоряжении документов и сведений не усматривает в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.
Оценивая доводы заявителя о том, что количество членов аукционной комиссии уполномоченного органа не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, отсутствует подтверждение включения в состав аукционной комиссии нового члена или заменяющего другого, отсутствует профессиональная подготовка членов комиссии в связи со сменой членов комиссии в одной процедуре, протокол подведения итогов электронного аукциона в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не подписан всеми членами принявшими участие в голосовании, а также заказчиком искусственно создана ситуация, при которой мог возникнуть конфликт интересов между заказчиком и участником, Комиссия пришла к следующим выводам.
Статьей 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ определены положения о создании и полномочиях комиссий по осуществлению закупок.
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее - комиссия) (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии (часть 2 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (часть 5 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок (часть 6 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии (часть 7 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается (часть 8 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Из процитированных выше положений законодательства о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок создается до определения поставщика, при этом замена члена комиссии допускается на любом этапе проведения комиссий (то есть законодателем не установлены ограничения относительно сроков внесения таких изменений (за день до заседания комиссии, в день заседания комиссии и т.д.) и количества таких изменений применительно к одной закупке), комиссия правомочна осуществлять свои функции, если имеется кворум (то есть должно присутствовать не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов).
Размещение закупок в городе Ярославле осуществляется в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 27 января 2014 года N 158 "Об организации муниципальных закупок" и приказом директора департамента от 27.01.2017 N 12 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд", которым установлено, что департамент создает аукционные комиссии, в состав комиссии в обязательном порядке включаются указанные в заявке представители заказчика (мэрии города Ярославля или отраслевого структурного подразделения мэрии города Ярославля.
Приказом директора департамента социально-экономического развития мэрии города Ярославля от 15 июня 2017 года N 330 "О создании аукционной комиссии" утвержден состав аукционной комиссии в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева (далее - приказ от 15 июня 2017 года N 330).
10 июля 2017 года заказчиком в адрес уполномоченного органа направлено письмо (исх. N 2012/04-06), содержащее просьбу внести изменения в состав комиссии по аукциону на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева, в частности "члена комиссии - начальника отдела развития и эксплуатации автомобильных дорог управления дорожного хозяйства департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля Климчук Наталью Николаевну заменить на заместителя начальника отдела развития и эксплуатации автомобильных дорог управления дорожного хозяйства департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля Кулигину Наталью Сергеевну, обладающую специальными знаниями, относящимися к объекту закупки" (далее - письмо от 10 июля 2017 года).
Приказом директора департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля от 10 июля 2017 года N 402 "О внесении изменений в состав аукционной комиссии, утвержденный приказом от 13.06.2017 N 330" в состав комиссии по указанному выше аукциону включена Кулигина Наталья Сергеевна (далее - приказ от 10 июля 2017 года N 402).
В состав аукционной комиссии для проведения аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2017 году, в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов во Фрунзенском районе города Ярославля с учетом изменений входило шесть человек.
Иными словами, заказчик и уполномоченный орган, руководствуясь положениями статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, последовательно осуществили следующий комплекс действий: создали аукционную комиссию до начала проведения рассматриваемой закупки (приказ от 15 июня 2017 года N 330), заказчик инициировал внесение изменений в состав аукционной комиссии (письмо от 10 июля 2017 года), уполномоченный орган, как орган принявший решение о создании комиссии, утвердил соответствующие изменения (приказ от 10 июля 2017 года N 402), число членов комиссии также не противоречит требованиям законодательства (должно быть не менее пяти членов комиссии, в данном случае число членов комиссии составляет шесть человек).
Следовательно, заказчиком и уполномоченным органом при формировании и создании аукционной комиссии и в последующем при изменении ее состава соблюдены требования законодательства о контрактной системе, при этом утверждения заявителя об отсутствии информации о подтверждении включения в состав аукционной комиссии нового члена или его замещающего, а также об отсутствии профессиональной подготовки членов комиссии в связи со сменой членов комиссии в одной процедуре несостоятельны.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11 июля 2017 года N 438 в рассмотрении вторых частей заявок участников закупки и голосовании приняло участие три члена комиссии при этом два члена комиссии отсутствовали, один - не голосовал, соответственно, кворум заседания аукционной комиссии уполномоченного органа был обеспечен, присутствующие члены комиссии, были правомочны осуществлять свои функции.
Учитывая, что положениями части 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ прямо предусмотрено подписание протокола только членами комиссии, участвующими в рассмотрении заявок, и принимая во внимание тот факт, что рассматривали заявки участников закупки, поданных на участие в аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2017 году, в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов во Фрунзенском районе города Ярославля (извещение N 0371300027817000246), три члена аукционной комиссии уполномоченного органа, Комиссия не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе по подписанию протокола подведения итогов электронного аукциона от 11 июля 2017 года N 438 только тремя членами аукционной комиссии уполномоченного органа.
Ссылка заявителя на искусственное создание аукционной комиссией уполномоченного органа ситуации, при которой мог возникнуть конфликт интересов между заказчиком и участником, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, поскольку до момента рассмотрения вторых частей заявок аукционная комиссия уполномоченного органа не располагала сведениями об участниках закупки, подавших заявки на участие в аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева (извещение N 0371300027817000246) (то есть данными о том, что одним из участников является ООО "ДСУ-1").
Несостоятельным является также и довод заявителя о том, что в единой информационной системе не размещен протокол проведения электронного аукциона, ввиду следующего.
Согласно пункту 4 части 8 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать, в том числе, указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
В данном случае в тексте жалобы от 17 июля 2017 года вх. N 7846, поданной в Ярославское УФАС России, указано, что обжалуются действия комиссии по осуществлению закупки (то есть аукционной комиссии уполномоченного органа).
В соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
Следовательно, законодательством о контрактной системе на аукционную комиссию уполномоченного органа не возложена обязанность размещать в единой информационной системе протокол проведения электронного аукциона.
Вместе с тем протокол проведения электронного аукциона от 07.07.2017 N0371300027817000246-2 размещен 10 июля 2017 года (в день проведения аукциона) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" и в единой информационной системе в 10 часов 20 минут и 10 часов 21 минуту соответственно.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "ДСУ-1" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: проезд Подвойского от ул. Калинина до ул. Слепнева (извещение N 0371300027817000246) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
Т.А. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 июля 2017 г. N 228Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017