Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 июля 2017 г. N 1152-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителей:
- заказчика в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области - <_>,
- в отсутствие представителей заявителя ООО "Глобал", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения заявления,
рассмотрев жалобу ООО "Глобал" (196105, г. Санкт-Петербург, ул. Свеаборгская, д. 12, пом. 18-Н, офис 8) о нарушении заказчиком в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области (625038, Тюменская область, г. Тюмень, ул. 8 Марта, 1), его комиссией при проведении электронного аукциона на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области (извещение N 0167100002217000089) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Глобал" (вх. N 01-12962 от 17.07.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области, его комиссией при проведении электронного аукциона на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области (извещение N 0167100002217000089) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки, требования к составу заявок и требования к участникам закупки, положения проекта контракта составлены заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
19 июня 2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 и аукционная документация на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 395 930, 00 рублей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В разделе III "Информационная карта аукциона" заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки:
"первая часть заявки должна содержать (п/п б, п.3, ч.3 ст. 66 Закона 44-ФЗ): Согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, указание на фирменное наименование (при наличии) и наименование страны происхождения товара".
Комиссия Свердловского УФАС России установила, что требование к содержанию и составу первой части заявки составлено заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, поскольку в указанных требованиях не указана необходимость указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии).
Выявленное нарушение образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный довод ООО "Глобал" обоснован.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 г. (далее - Перечень).
В указанный Перечень были включены в том числе: выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании указанных положений Закона о контрактной системе и Постановления Правительства в п. 1.30 части II "Инструкция участникам электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе: "участниками закупки, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N1457, не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России установила, что запреты или ограничения, установленные подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, отменены Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 с 31 мая 2017 года.
Таким образом, с 31.05.2017 г. заказчики не должны устанавливать требования, что участником закупки не является организация, находящаяся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организация, контролируемая гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 заказчиком размещено в единой информационной системе 19.06.2017 г.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что указанное требование, предъявляемое к участникам закупки, установленное в аукционной документации, нарушает ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Данный довод ООО "Глобал" обоснован.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 объектом закупки является "проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области", код по ОКПД2 - 41.20.40.000, начальная (максимальная) цена контракта - 15 395 930, 00 рублей.
Таким образом, при проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 заказчик должен установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в пункте "требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" части III "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком установлено: "Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов", наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Таким образом, требования Закона о контрактной системе, Постановления N 99 заказчиком соблюдены. Довод заявителя необоснован.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
А также в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте "Объем оказываемых услуг" части III "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, что состав и объем услуг, подлежащих выполнению, определяется в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к ГК).
Комиссией Свердловского УФАС России также установлено, что в приложении к аукционной документации заказчиком предоставлен локальный сметный расчет, позволяющий определить объем выполняемых работ на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области и их стоимость.
Таким образом, довод заявителя о невозможности определения объема работ не состоятелен.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 372) внесены изменения в ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
А также Законом N 372 введена ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Вместе с тем, как установила Комиссия Свердловского УФАС России в соответствии с ст. 9 Закона N 372 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений настоящего Федерального закона, для которых настоящей статьей предусмотрен иной срок вступления их в силу.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 заказчиком размещено в единой информационной системе 19.06.2017 г.
Таким образом, довод заявителя о необходимости установления такого требования к участникам закупки, как членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не состоятелен, поскольку на момент размещения в единой информационной системе извещения N 0167100002217000089 и аукционной документации данное требование законодательства не вступило в законную силу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Заказчиком во исполнение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в пункте "требования к содержанию и составу заявки" части III "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлена необходимость предоставления в составе второй части заявки в том числе:
"копия лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайны ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения;
-Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
-Монтаж техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-Монтаж техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Таким образом, указанные действия заказчика соответствуют положениям Закона о контрактной системе, довод заявителя необоснован.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу п. 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее по тексту - Правила) размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
Согласно п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1) настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 395 930, 00 рублей.
На основании пп. "б" п. 4 Правил заказчиком в проекте контракта установлено следующее:
- В случае несоответствия предоставленных Подрядчиком данных в акте выполненных работ по форме КС-2 по объемам и примененным материалам со сметной документацией, к Подрядчику могут применяться штрафные санкции в размере 5% от общей стоимости работ, которые определяются по формуле: А = В х С, где А - сумма штрафных санкций; В - общая стоимость работ, п. 3.1.; С - 0,05 (размер штрафных санкций 5%) (п. 4.4 проекта контракта);
- За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 5 % от цены контракта, в сумме ______ (_______) рублей __ копеек (п. 8.5 проекта контракта).
Таким образом, в указанных действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено, довод заявителя необоснован.
Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 объектом закупки является проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области.
Таким образом, объектом закупки не являются работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, следовательно, положения ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 при проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 не должны применяться, довод заявителя необоснован.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложение к аукционной документации (техническое задание) содержит сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров (материалов), используемых при производстве работ, в том числе по позициям 90, 95, 96:
Позицией 90 "Муфта полипропиленовая соединительная тип 5" установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе показатель "Диаметр резьбы" со значением показателя "1/2".
Комиссией установлено, что показатель "Диаметр резьбы" установлен в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как заказчиком не установлена единица измерения значения показателя, что не позволяет определить соответствие закупаемого товара требованиям установленным заказчиком, ввиду чего, описание объекта закупки носит необъективный характер.
Также по позиции 95 "Портландцемент", позиции 96 "Блоки дверные тип 1" установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе о соответствии товаров ГОСТ 31108-2003 и ГОСТ 30970-2002 соответственно.
Комиссией установлено, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1361-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31108-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.
ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия" введен взамен ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия".
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требования о соответствии товара ГОСТ 31108-2003, не действующего на момент публикации извещения о проведении закупки (19.06.2017 г.).
Комиссией установлено, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2036-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30970-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля 2015 г.
ГОСТ 30970-2014 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Общие технические условия" введен взамен ГОСТ 30970-2002 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия".
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требования о соответствии товара ГОСТ 30970-2002, не действующего на момент публикации извещения о проведении закупки (19.06.2017 г.).
Выявленные нарушения образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приложение к аукционной документации (техническое задание) содержит сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров (материалов), используемых при производстве работ, в том числе по позициям 4, 5, 13, 18, 31, 40.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что установленные значения показателей отвечают требованиям заявленных в указанных позициях ГОСТ.
Комиссией установлено, что согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательств того, что установленные показатели по приведенным позициям не позволяют заявителю жалобы составить надлежащим образом заявку на участие в электронном аукционе, не представлено, ввиду чего, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно положениям извещения N 0167100002217000089 установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Также согласно п. 1.28 части II "Инструкция участникам электронного аукциона" участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 4.1 проекта контракта расчет за фактически выполненные работы производится путём безналичного перечисления денежных средств на расчётный счёт Подрядчика по факту выполненных работ в соответствии с графиком выполненных работ Приложение N2, согласно актам выполненных работ формы КС-2, справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и предоставлении счетов-фактур (счетов) в течение 30 банковских дней после получения платежных документов.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком в нарушение ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Глобал" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области признать нарушения ч. 8 ст. 30, ч. 6 ст. 31, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего аукционную документацию N 0167100002217000089, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2017 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 июля 2017 г. N 1152-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017