Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 июля 2017 г. N 1156-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области - <_>,
- в отсутствие представителей заявителя ООО "Новострой", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения заявления,
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (111399, г. Москва, пр. Федеративный, д. 5, корп. 1, пом. 1, комн. 5) о нарушении заказчиком в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области (625038, Тюменская область, г. Тюмень, ул. 8 Марта, 1), его комиссией при проведении электронного аукциона на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области (извещение N 0167100002217000089) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Новострой" (вх. N 01-12993 от 18.07.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области, его комиссией при проведении электронного аукциона на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области (извещение N 0167100002217000089) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения проекта контракта нарушают требования Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами заявителя согласились.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
19 июня 2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 и аукционная документация на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Нижнетавдинского районного суда Тюменской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 395 930, 00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно положениям извещения N 0167100002217000089 установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Также согласно п. 1.28 части II "Инструкция участникам электронного аукциона" участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4.1 проекта контракта расчет за фактически выполненные работы производится путём безналичного перечисления денежных средств на расчётный счёт Подрядчика по факту выполненных работ в соответствии с графиком выполненных работ Приложение N2, согласно актам выполненных работ формы КС-2, справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и предоставлении счетов-фактур (счетов) в течение 30 банковских дней после получения платежных документов.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком в нарушение ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В разделе III "Информационная карта аукциона" заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки:
"первая часть заявки должна содержать (п/п б, п.3, ч.3 ст. 66 Закона 44-ФЗ): Согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, указание на фирменное наименование (при наличии) и наименование страны происхождения товара".
Комиссия Свердловского УФАС России установила, что требование к содержанию и составу первой части заявки составлено заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, поскольку в указанных требованиях не указана необходимость указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии).
Выявленное нарушение образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 г. (далее - Перечень).
В указанный Перечень были включены в том числе: выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании указанных положений Закона о контрактной системе и Постановления Правительства в п. 1.30 части II "Инструкция участникам электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе: "участниками закупки, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N1457, не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России установила, что запреты или ограничения, установленные подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, отменены Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 с 31 мая 2017 года.
Таким образом, с 31.05.2017 г. заказчики не должны устанавливать требования, что участником закупки не является организация, находящаяся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организация, контролируемая гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0167100002217000089 заказчиком размещено в единой информационной системе 19.06.2017 г.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что указанное требование, предъявляемое к участникам закупки, установленное в аукционной документации, нарушает ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложение к аукционной документации (техническое задание) содержит сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров (материалов), используемых при производстве работ, в том числе по позициям 90, 95, 96:
Позицией 90 "Муфта полипропиленовая соединительная тип 5" установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе показатель "Диаметр резьбы" со значением показателя "1/2".
Комиссией установлено, что показатель "Диаметр резьбы" установлен в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как заказчиком не установлена единица измерения значения показателя, что не позволяет определить соответствие закупаемого товара требованиям установленным заказчиком, ввиду чего, описание объекта закупки носит необъективный характер.
Также по позиции 95 "Портландцемент", позиции 96 "Блоки дверные тип 1" установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе о соответствии товаров ГОСТ 31108-2003 и ГОСТ 30970-2002 соответственно.
Комиссией установлено, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1361-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31108-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.
ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия" введен взамен ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия".
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требования о соответствии товара ГОСТ 31108-2003, не действующего на момент публикации извещения о проведении закупки (19.06.2017 г.).
Комиссией установлено, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2036-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30970-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля 2015 г.
ГОСТ 30970-2014 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Общие технические условия" введен взамен ГОСТ 30970-2002 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия".
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требования о соответствии товара ГОСТ 30970-2002, не действующего на момент публикации извещения о проведении закупки (19.06.2017 г.).
Выявленные нарушения образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Новострой" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области признать нарушения ч. 8 ст. 30, ч. 6 ст. 31, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Управления Судебного департамента в Тюменской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего аукционную документацию N 0167100002217000089, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2017 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 июля 2017 г. N 1156-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017