Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 июля 2017 г. N 479-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N17-44120Э на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита (изв. N0169300000117002844) в присутствии:
- представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Городская клиническая больница N 8 (далее - заказчик, МБУЗ ГКБ N 8), действующего на основании доверенности от 01.06.2017,
- представителя Управления Муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 6 от 26.01.2017,
в отсутствие представителей ООО "Трейд-Фарм" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 14.07.2017 поступила жалоба ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N17-44120Э на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита (изв. N0169300000117002844) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 13.07.2017 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 724 314,24 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 24.07.2017 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в аукционной документации в отношении закупаемого товара установлено, что титр гемагглютинирующих антител к вирусу клещевого энцефалита должен составлять не менее 1:80 не более 1:160. По мнению заявителя, указанное требование к товару является необоснованным, исключает возможность поставки препарата с титром 1:320 и, как следствие, ограничивает конкуренцию.
Так, ООО "Трейд-Фарм" является поставщиком лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Иммуноглобулин против клещевого энцефалита" производства ГБУЗ СО "СПК N 2 "Сангвис" (Россия, РУ N Р N002722/01, серия 191016). Титр гемагглютинирующих антител к вирусу клещевого энцефалита в указанном препарате составляет 1:320. Согласно инструкции к указанному лекарственному средству препарат применяется для лечения клещевого вирусного энцефалита. В инструкции отсутствует информация об угнетающем воздействии препарата на иммуногенез пациентов. Вместе с тем, Общество не смогло принять участие в настоящей закупке, ввиду наличия в аукционной документации неправомерного требования.
Как считает заявитель, указанная заказчиком в разъяснениях положений аукционной документации ссылка на методическое руководство является ненадлежащей.
В доказательство своих доводов заявителем в составе жалобы представлены копии аналитического паспорта N 19 на препарат "Иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита" (серия N 191016) производства ГБУЗ СО "СПК N 2 "Сангвис" (Россия), сертификата соответствия указанного лекарственного препарата требованиям нормативных документов, регистрационного удостоверения данного лекарственного средства N Р N002722/01 от 14.08.2008, инструкций по применению лекарственного препарата для медицинского применения Р N002722/01-211212, P N002722/01-310511.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения (исх. от 20.07.2017 N 1015) и на заседании Комиссии указали следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности лечебного учреждения. Так, лекарственный препарат закупается заказчиком для лечения клещевого энцефалита. Для указанной процедуры рекомендован иммуноглобулин с титром 1:80 - 1:160. Препарат с титром 1:320 применяется исключительно в экстренных случаях. При лечении препарат с указанным титром оказывает угнетающее действие на иммунитет человека.
При приемке иммунобиологических лекарственных препаратов, в том числе иммуноглобулина против клещевого энцефалита у поставщика запрашиваются аналитические паспорта, подтверждающие качественный состав препарата.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из содержания статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в спецификации (приложение 1 к документации об аукционе). Так, заказчику необходим препарат с МНН "Иммуноглобулин против клещевого энцефалита" с титром гемагглютинирующих антител к вирусу клещевого энцефалита не менее 1:80 не более 1:160.
По мнению заявителя, указанное требование к закупаемому товару ограничивает конкуренцию.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие об отсутствии хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку лекарственного препарата с характеристиками, установленными в приложении 1 к аукционной документации.
Кроме того, заказчиком представлены копии аналитических паспортов N 17, N 773, N 9 на иммуноглобулин против клещевого энцефалита (поставщики ГБУЗ "ЧОСПК", Филиал ФГУП "НПО "Микроген" Минздрава России в г. Томск "НПО "Вирион", ГБУЗ СО "ОСПК"), свидетельствующие о возможности поставки лекарственного препарата с титром антител к вирусу клещевого энцефалита 1:160.
Также согласно информации, представленной МБУЗ ГКБ N 8, при мониторинге рынка иммуноглобулина против клещевого энцефалита в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта три хозяйствующих субъекта согласились на поставку лекарственного средства, соответствующего требованиям спецификации.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
Относительно довода заявителя о безосновательном установлении заказчиком требований к закупаемому товару Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте www.grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрировано четыре лекарственных препарата с МНН "Иммуноглобулин против клещевого энцефалита".
Исходя из содержания пункта 5 части 4 статьи 18 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), пункта 1 части 15 Приказа Минздрава России от 21.09.2016 N 725н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения" обязательным документом, содержащим подробную информацию о лекарственном препарате, является инструкция по медицинскому применению препарата.
В соответствии с содержащимися на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru инструкциями по применению лекарственных препаратов с МНН "Иммуноглобулин против клещевого энцефалита", выпускаемых ГБУЗ "ЧОСПК", ФГУП "НПО "Микроген" Минздрава России, ГУЗ Свердловская областная станция переливания крови, титр гемагглютинирующих антител к вирусу клещевого энцефалита не менее 1:80. Фактически указанное в приложении 1 к документации об аукционе минимальное значение титра соответствует инструкциям по применению лекарственного препарата с наименованием "Иммуноглобулин против клещевого энцефалита". Препарат с титром не менее 1:80 не более 1:160 предназначен исключительно для лечения больных с укусами клеща, о чем прямо указано в аукционной документации.
Прописывая в спецификации данные титры, заказчик действовал в соответствии с методическим руководством "Клиника, диагностика, лечение и профилактика клещевого энцефалита, лайм-боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом" (Екатеринбургский научно-исследовательский институт вирусных инфекций, 1994 г.). Так, из содержания данного методического руководства следует, что для лечения клещевого энцефалита рекомендован иммуноглобулин с титром 1:80 - 1:160. Предполагают, что иммуноглобулин с высокой концентрацией антител подавляет формирование собственного иммунитета. В связи с этим, препараты ИГ с титром 1:320 применяются исключительно в экстренных ситуациях.
ООО "Трейд-Фарм" считает ненадлежащей информацию, содержащуюся в указанном методическом руководстве. Вместе с тем, Обществом не представлено доказательств факта недостоверности данных, изложенных в данном методическом руководстве.
Представленные Обществом копии аналитического паспорта N 19 на препарат "Иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита" (серия N 191016) производства ГБУЗ СО "СПК N 2 "Сангвис" (Россия), сертификата соответствия указанного лекарственного препарата требованиям нормативных документов, регистрационного удостоверения данного лекарственного средства N Р N002722/01 от 14.08.2008, инструкций по применению лекарственного препарата для медицинского применения Р N002722/01-211212, P N002722/01-310511 не свидетельствуют в достаточной мере о безосновательном установлении заказчиком требований к товару, а также о невозможности поставки ООО "Трейд-Фарм" товара с характеристиками, указанными в приложении 1 к аукционной документации. Более того, в представленных Обществом инструкциях по применению лекарственного препарата для медицинского применения Р N002722/01-211212, P N002722/01-310511, регистрационном удостоверении N Р N002722/01 от 14.08.2008 содержится указание на характеристику иммуноглобулин человека в концентрации по белку. В инструкции, регистрационном удостоверении отсутствуют какие-либо сведения о титре гемагглютинирующих антител к вирусу клещевого энцефалита.
Также следует отметить, что антимонопольным органом в августе 2016 года рассматривалась аналогичная жалоба ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 16-36437Э на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита (извещение N 0169300000116004027). При рассмотрении указанного дела NА76-27670/2016 Арбитражным судом Челябинской области, Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом дана оценка действиям заказчика по установлению в отношении лекарственного препарата с МНН "Иммуноглобулин против клещевого энцефалита" требования к титру гемагглютинирующих антител к вирусу клещевого энцефалита не менее 1:80 не более 1:160.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N17-44120Э на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита (изв. N0169300000117002844) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 июля 2017 г. N 479-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017