Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 июля 2017 г. N 477-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 0869400000217000035), в присутствии:
- представителя ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва, действующего на основании доверенности N 17 от 18.07.2017;
- представителя САО "ВСК", действующего на основании доверенности от 27.01.2017;
- представителя САО "ВСК", действующего на основании доверенности от 16.01.2017,
- представителя СПАО "ИНГОССТРАХ", действующего на основании доверенности N 5611597-747 от 18.07.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 13.07.2017 поступила жалоба САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 0869400000217000035) (далее - конкурс).
Согласно представленным документам ФГУ ЭВ Челябинской области объявило о проведении конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе 19.06.2017 в 12.52.
Начальная (максимальная) цена контракта - 228 000, 00 рублей.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе опубликован 12.07.2017.
На момент рассмотрения жалобы САО "ВСК" государственный контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы САО "ВСК" и пояснениям представителей общества заказчик при проведении процедуры подачи заявок не обеспечил возможность равного доступа к участию в конкурсе участников закупки, а именно проводил переговоры с СПАО "Ингосстрах" в части предоставления информации о времени начала подачи заявок в нарушение части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что извещение о проведении закупки опубликовано в соответствии с требованиями действующего законодательства, прием заявок осуществлен в порядке и в сроки, предусмотренные документацией о закупке.
Представитель СПАО "Ингосстрах" пояснил, что информация о проведении закупки размещена в плане-графике, в том числе с указанием начальной (максимальной) цены контракта, аналогичные закупки проводятся ежегодно, что позволило обществу заблаговременно подготовить заявку.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1,2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, переговоры заказчика с участником закупки в отношении подачи заявок на участие в закупке являются действиями, которые создают преимущественные условия указанному участнику и, как следствие, могут привести к ограничению количества участников закупки.
Пунктом 6 статьи 42, пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса должно содержать срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Аналогичные требования должны находить отражение в конкурсной документации в силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
С учетом указанных требований законодательства о контрактной системе каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в открытом конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией.
Таким образом, обязанностью заказчика является размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о сроках и порядке подачи заявок на участие в конкурсе с целью обеспечения прозрачности закупки и равного доступа участников закупки к участию в конкурсе.
Согласно документам, представленным заказчиком, извещение о проведении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок 19.06.2017 в 12.52, при этом датой и временем начала подачи заявок является - 19.06.2017 в 13:00.
При этом, в извещении и пункте 5 информационной карты конкурсной документации указано, что прием заявок производится по адресу: 456738, Челябинская область, Кунашакский район, п. Лесной, ул. Центральная, д. 20. ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва, в рабочие дни с 08-00 до 17-00 местного времени, по пятницам до 16-00 местного времени, обед с 12-00 до 13-00 местного времени.
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N ПВК1 от 11.07.2017 на участие в конкурсе подано 6 заявок от участников конкурса с указанием даты и времени подачи заявок - СПАО "Ингосстрах" (19.06.2017 13:05), САО "ВСК" (19.06.2017 13:42), АО "СОГАЗ" (19.06.2017 15:45), ПАО СК "Росгосстрах" (19.06.2017 16:20), АО "Национальная страховая компания ТАТАРСТАН" (07.07.2017 09:35), ЗАО "МАКС" (07.07.2017 15:30).
На заседании Комиссии представлены выкопировки из журнала регистрации посетителей на режимном объекте заказчика, журнала регистрации заявок на участие в открытом конкурсе, из которых следует, что вход представителя СПАО "Ингосстрах" осуществлен 19.06.2017 в 13.00. При этом, на конверте с заявкой СПАО "Ингосстрах" указан входящий штамп заказчика с датой и временем приема заявки - 19.06.2017 в 13.05.
Кроме того, на заседании Комиссии заказчиком представлены оригиналы заявок участников закупки, в том числе СПАО "Ингосстрах". В составе заявки общества содержится платежное поручение, оформленное Дальневосточным банком ПАО Сбербанк и подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие конкурсе от 19.06.2017 на сумму 2 280, 00 рублей. Указанные обстоятельства подтверждают списание денежных средств в обеспечение заявки общества в день подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, обязанность по приему и регистрации заявок участников конкурса выполнена заказчиком в соответствии с требованиями конкурсной документации, что отвечает требованиям части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, доказательств того, что заказчиком велись переговоры со СПАО "Ингосстрах" в части представления заказчиком информации о дате и времени начала подачи заявок на участие в закупке, в том числе создавались преимущественные условия СПАО "Ингосстрах" при подаче заявок на участие в конкурсе, в составе жалобы и на заседание Комиссии Челябинского УФАС России заявителем не представлено.
Кроме того, как следует из плана-графика заказчика, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок, информация о планировании обжалуемой закупки размещена 06.06.2017, то есть с учетом части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе закупка может быть осуществлена по истечении десяти дней с момента опубликования сведений в плане-графике, то есть 19.06.2017 (понедельник, первый рабочий день)
Таким образом, у потенциальных участников закупки имеется возможность заблаговременно оформить заявку, произвести платеж в качестве обеспечения заявки и рассчитать первый возможный день опубликования закупки и даты подачи заявки.
С учетом изложенного, в действиях заказчика не выявлены признаки нарушения законодательства о контрактной системе в части ненадлежащего приема заявок на участие в конкурсе, в том числе которые привели к ограничению количества участников закупки.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с обращением о нарушении хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, вопросы, связанные с квалификацией в действиях заказчика нарушений законодательства о защите государственной тайны, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем заявитель вправе обратиться по указанному вопросу в соответствующие органы.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В нарушение пункта 8 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта а пункта 1 Указа Президента РФ от 31.05.2017 N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в извещении и пунктах 15,18 информационной карты документации о закупке не правомерно установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, так как указанные меры отменены с 31.05.2017.
Вместе с тем, принимая во внимание, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как на участие в конкурсе подано и допущено 6 участников закупки, а также с учетом специфики предмета закупки, требующего наличия у участника закупки лицензии ФСБ РФ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, антимонопольный орган принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия заказчика необоснованной в силу недоказанности.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 8 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло не результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 июля 2017 г. N 477-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2017