Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 июля 2017 г. N 321-кз/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А. А. - временно исполняющего обязанности заместителя руководителя; |
Членов Комиссии: |
Амировой В. Р. -ведущего специалиста-эксперта; Сальмановой Э. М. - ведущего специалиста-эксперта |
в присутствии Председателяуполномоченного органа МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан"Хамидуллина Дениса Фаритовича, в присутствии представителя уполномоченного органа - Закирова ФанисаФердависовича (по доверенности от 24.07.2017 г. N3) , в присутствии представителей заказчика МКУ "Департамент строительства при Исполнительном комитете Елабужского муниципального района Республики Татарстан Российской Федерации"Коченовой Елены Петровны (по доверенности от 13.07.2017 г. N333), Табаева РашидаРавильевича (по доверенности от 01.01.2017 г. N129),в присутствиипредставителя заявителяООО "АгроПремиум",рассмотрев жалобуООО "АгроПремиум" (вх.12545/ж от 17.07.2017 г.) на действия заказчика - МКУ "Департамент строительства при Исполнительном комитете Елабужского муниципального района Республики Татарстан Российской Федерации, уполномоченного органа - МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0111300101617000189 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на строительство сельского дома культуры в н.п. Тарловка, строительство инженерных сетей, благоустройство прилегающей территории",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0111300101617000189 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru30.06.2017 года.
Уполномоченный орган - Муниципальное казенное учреждение "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан".
Заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства при Исполнительном комитете Елабужского муниципального района Республики Татарстан Российской Федерации".
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком были нарушены требования законодательства о контрактной системе.
Представителиуполномоченного органа и заказчикас доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устныеи письменные пояснения.
1. Относительно довода неустановления проектной документации в проводимом аукционе в полном объеме.
Пунктом 1 статьи 740 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно требованиям статьи 754 ГК РФ, техническая документация также отражает требования к результату строительно-монтажных работ. В соответствии с указанной статьей подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.
Пунктом 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Из анализа положений пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 3 Положения о составе разделов проектной документации, пункта 1 статьи 740 ГК РФ в их совокупности следует, что проектная документация не является составной частью конкурсной (аукционной) документации.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что прямого указания на необходимость размещения на официальном сайте в Интернете полного объема проектной документации не имеется, а говорится лишь о том, чтобы размещенная документация о торгах содержала информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники торгов могли принять решение об участии в них, подготовить и подать заявки, которые могли быть правильно оценены заказчиком.
Вышеизложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике по спорам, когда предметом открытого аукциона является заключение государственного контракта на выполнение работ по строительству. Анализ судебной практики по вопросу необходимости включения в состав пакета документации о торгах проектной документации позволяет сделать однозначный вывод: отсутствие в составе документации о торгах проектной документации по объекту строительства не является ограничением конкуренции, в том числе в связи с тем, что участники торгов находятся в равных условиях (Определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. NВАС-5967/12 по делу N А28- 1458/2011-56/15).
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что информация о составе и объеме работ, подлежащих выполнению, содержащаяся в техническом задании и локальных сметах, являющихся неотъемлемой частью комплекта документации о торгах, достаточна для формирования заявки и определения целесообразности участия в торгах.
Следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
2. Относительно довода установления требования о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии действующего свидетельства о допуске участника размещения закупок к работам, перечисленным в пункте 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624"Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Необходимо отметить, что вышеуказанный аукцион размещен на общедоступном сайте Единой информационной системе 30.06.2017 г.
Однако, Федеральный закон от 03.07.2016 N372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющий, что с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вступил в законную силу с 1 июля 2017 года.
Следовательно, если вышеуказанный аукцион был размещен до вступления Федерального закона от 03.07.2016 N372-ФЗ в законную силу, то установленные Заказчиком требования о необходимости предоставления участниками свидетельства СРО соответствуют требованиям законодательства, действующим на момент размещения извещения и утверждения аукционной документации.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
3. Относительно доводанеустановления конкретных видов работ СРО по пункту 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действующим градостроительным законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Требовать от участника предоставления в составе заявки на участие в закупке собственных свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут быть выполнены субподрядными организациями, не допускается, поскольку участник закупки на основании допуска к работам по организации строительства может привлечь для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации.
На основании изложенного, Заказчик вправе требовать от участника закупки исключительно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Пунктом 8.1.2 проекта контракта, подрядчик вправе по согласованию заказчиком привлекать субподрядные организации, в связи с чем, и был установлен только пункт 33, а именно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства, следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
4. Относительно довода неустановления в техническом задании значений требуемых характеристик и единицы измерения, касающейся позиции "Муфта полипропиленовая комбинированная".
Единица измерения указана в пункте 28 технического задания (наружные инженерные сети), а именно "Муфта полипропиленовая комбинированная с внутренней резьбой диаметром 25x1/2". Значение """ обозначает единицу измерения размера - дюйм, согласно информации, размещенной в общедоступной сети "Интернет", а именно, на сайте "Википедия. Свободная энциклопедия" (ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%B9%D0%BC).
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства, следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
5. Относительно довода отсутствия в документации об аукционе информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно пункту 23 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации, внесение в документацию изменений" аукционной документации, прием запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с 30 июня 2017 г. по 13 июля 2017 г.
Учитывая вышеизложенную норму Закона, отсутствуют конкретные даты начала срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, Заказчик нарушил требование пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя является обоснованным.
В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" (вх.12545/ж от 17.07.2017 г.) на действия заказчика - МКУ "Департамент строительства при Исполнительном комитете Елабужского муниципального района Республики Татарстан Российской Федерации, уполномоченного органа - МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0111300101617000189 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на строительство сельского дома культуры в н.п. Тарловка, строительство инженерных сетей, благоустройство прилегающей территории" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Департамент строительства при Исполнительном комитете Елабужского муниципального района Республики Татарстан Российской Федерации" пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А. А. Яфизов |
Члены Комиссии:
|
В. Р. Амирова
Э. М. Сальманова |
|
|
Исп. Сальманова Элина Марсельевна Тел. 8 (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 июля 2017 г. N 321-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017