Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края, министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Ремонт автомобильной дороги п.Сенной - ст-ца Тамань, км 0+039 - км 0+111, км 0+133 - км 0+211, км 0+232 - км 4+930 в Темрюкском районе" (извещение N0318200063917001596) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы.
Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились, документация электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Ремонт автомобильной дороги п.Сенной - ст-ца Тамань, км 0+039 - км 0+111, км 0+133 - км 0+211, км 0+232 - км 4+930 в Темрюкском районе" (извещение N0318200063917001596). Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Начальная (максимальная) цена контракта - 96 325 035,00 руб.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Заявитель в жалобе указывает, что в извещении и аукционной документации отсутствует дополнительное требование к участникам данной закупки о наличии опыта выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление), предусмотрена обязанность по установлению при проведении, в том числе аукционов дополнительных требований к участникам закупки согласно перечню работ, содержащемуся в приложении N 1 к данному постановлению.
Из пояснений представителей уполномоченного органа, Заказчика следует, что Заявитель неверно считает необходимым включение в документацию требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Примечанием к данной позиции обозначено, что наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, требуется в случае отнесения данных работ к следующим группам:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В связи с тем, что объем работ, предусмотренный описанием объекта закупки, включает выполнение работ, не относящихся к капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимость установления названного дополнительного требования в рассматриваемой закупке отсутствует.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п.1), 2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
Документация электронного аукциона содержит Приложение N2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
||||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
||||||
7
|
Плиты бетонные тротуарные тактильные
|
|
|
||||
Класс бетона изделий по прочности на сжатие |
В 25 |
||||||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F200 |
||||||
Трещины на поверхности плит |
не допускается |
||||||
17
|
Смеси бетонные, бетон
|
|
Смеси бетонные по ГОСТ 7473-2010 и бетон по ГОСТ 26633-2015 |
||||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В 15 |
||||||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F2200 |
||||||
Марка бетона по водонепроницаемости |
Не менее W6 |
||||||
18
|
Смеси бетонные, бетон
|
|
Смеси бетонные по ГОСТ 7473-2010 и бетон по ГОСТ 26633-2015 |
||||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В 20 |
||||||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F2200 |
||||||
Марка бетона по водонепроницаемости |
Не менее W6 |
Заявитель утверждает, что по позициям 7, 17 и 18 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" Заказчик установил показатели с нарушением требований ст.33 Закона о контрактной системе.
Так по поз.7, 17, 18 Заказчиком установлены требования: "марка бетона по морозостойкости, значение - не ниже F 200"; "марка бетона по водонепроницаемости, значение - не менее W 6". Участнику необходимо указать конкретные значения предельного отклонения, что невозможно без наличия материала.
Из пояснений уполномоченного органа, Заказчика следует, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, который, в числе прочего, включает в себя:
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Схемы сертификации, применяемые для определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Руководствуясь указанной нормой, Заказчик исходил из следующего.
Согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости: на марки по первому базовому методу, в том числе F 200;
- по водонепроницаемости на марки, в том числе W6.
В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ 13015-2012 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения" проверку качества изготовляемых изделий проводит служба технического контроля предприятия- изготовителя при приемке партий готовых изделий.
Пунктами 6.8 и 6.9 ГОСТ 13015-2012 определено, что каждая поставляемая партия изделий должна сопровождаться документом о качестве.
В документе о качестве должны быть указаны:
- наименование и адрес предприятия-изготовителя;
- номер и дата выдачи документа;
- наименования и марки изделий;
- номер партии или изделия (при поштучной поставке);
- число изделий каждой марки;
- дата изготовления изделий;
- проектный класс бетона по прочности и требуемая прочность бетона в проектном возрасте;
- отпускная и (или) передаточная прочность бетона (нормируемая, требуемая, фактическая);
- обозначение стандарта, технических условий или рабочей документации на изделие.
Иными словами, оспариваемые показатели устанавливаются при изготовлении изделия с оформлением соответствующего протокола проведения приемочных испытаний, на основании которого предприятие - изготовитель проходит обязательную сертификацию готовой продукции.
Сертификат выдается не на каждое изделие, а на серийный выпуск такого изделия, и в обязательном порядке должен содержать указание на все рассмотренные показатели.
Таким образом, принимая во внимание, что сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов и документам по стандартизации (ст.2 Федерального закона N 184-ФЗ), в рассматриваемой ситуации данный документ должен содержать информацию о марке бетона по водонепроницаемости и марке бетона по морозостойкости, предусмотренным указанными ГОСТами.
Учитывая вышеизложенное, при подготовке аукционной документации заказчиком был исследован товарный рынок Российской Федерации, в результате чего установлено, что в сертификатах соответствия различных хозяйствующих субъектов оспариваемые показатели указываются аналогично установленному в аукционной документации.
Следовательно, исследованные показатели данных товаров являются стандартными и не нарушают требования Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318200063917001596).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2017