Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 июля 2017 г. N ЭА-1636/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. (далее Заявитель) на действия заказчика - администрации МО Белореченский район при проведении открытого электронного аукциона N 0118300010517000308 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Белореченский район в 2017 году" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ИП Хаджироков Р.М. считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): установлены избыточные требования к товару, значениям показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товара.
Представитель заказчика предоставил документацию электронного аукциона, заявки участников, протоколы и пояснил, что требования к товарам установлены в соответствии с Законом о контрактной системе и ГОСТами.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией МО Белореченский район на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона N 0118300010517000308 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Белореченский район в 2017 году". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 082 000,00 рублей.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещаемая в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
В составе документации заказчиком размещены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, а также Инструкция по заполнению заявки. С учетом требований Инструкции участники в заявке должны предоставить конкретные показатели используемого товара (например в поз.1 Растворитель относительную летучесть, кислотное число, число коагуляции и т.п., которые согласно ГОСТу 18188-72 определяются по результатам испытаний, кроме того, в поз.1 установлено требование, противоречащее данному ГОСТу (температура вспышки °С -7), что повлекло предоставление в заявках участников недостоверных сведений. Заявитель ссылается на ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов", однако заказчик указал марку растворителя 646.
Аналогичным образом предъявлены требования к предоставлению показателей, определяемых по результатам испытаний в поз.2-9, в разделе дорожные знаки (поз.4-7).
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара, в том, числе, химический состав, характеристики компонентов, из которого изготовлен товар, технологию производства, изготовления, маркировки товара.
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективный характер.
По результатам внеплановой проверки установлено, что в проекте контракта в нарушение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе отсутствует срок приемки выполненных работ, а также идентификационный код закупки (ч.1 ст.23 закона о контрактной системе). В поз.2, 3 указано наименование краски, которая изготавливается по ТУ определенного производителя, что не соответствует п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также в нарушение п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в аукционной документации (раздел заявка N 22 от 27.06.2017 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя; п.21 Информационной карты) установлено требование о наличии у участников СРО п.33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) без указания конкретного вида, предусмотренного п.33. Предметом закупки является содержание автомобильных дорог.
Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика - администрации МО Белореченский район нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, ч.13 ст.34, п.1) ч.1 ст.31, ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации МО Белореченский район (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 июля 2017 г. N ЭА-1636/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017