Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июля 2017 г. N ЭА-1643/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М.(далее Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "Племзавод "Кубань" при проведении открытого электронного аукциона N 0518100002217000032 "Покупка минерального удобрения для нужд ФГУП "Племзавод "Кубань" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ИП Хаджироков Р.М. считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): установлены избыточные требования к товару, значениям показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товара, а также показатели не соответствуют указанному ГОСТу.
Представители заказчика предоставили документацию электронного аукциона, заявки участников, протоколы и пояснили, что требования к товарам установлены в соответствии с Законом о контрактной системе и ГОСТом. В п.6 Описания объекта закупки допущена техническая ошибка, п.4 Описания объекта закупки является не значительным для поставщиков, в п.1 описание приведено в соответствии с п.1 таблицы 1 ГОСТ 2-2013.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГУП "Племзавод "Кубань" на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона N 0518100002217000032 "Покупка минерального удобрения для нужд ФГУП "Племзавод "Кубань". Начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000,00 рублей.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещаемая в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
В составе документации заказчиком размещено Описание объекта закупки, а также Инструкция по заполнению заявки.
Заказчик при описании характеристик использовал ГОСТ 2-2013 "Селитра аммиачная. Технические условия".
В п.1 Описания объекта закупки заказчик указал: наименование показателя - внешний вид, требования: гранулы белого цвета или слегка окрашенные без механических примесей. В Инструкции по заполнению заявки не приведено описание правила заполнения при использовании в характеристиках "или". Однако указано, что значения показателей, предоставляемых участником, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование. Согласно п.7.3. указанного ГОСТа внешний вид селитры определяют визуально.
В п.4 Описания объекта закупки заказчик в наименовании показателя указал следующее: 4 pHводного раствора с массой долей 10%, не менее, в графе требование заказчика 5,0. Согласно п.4 таблицы 1 ГОСТ 2-2013 для данного показателя предусмотрены подвиды: с добавкой нитратов, кальция и магния, с сульфатно-фосфатной добавкой, с сульфатной добавкой. В связи с чем, описание не носит объективный характер.
В п.6 Описания объекта закупки в наименовании показателя заказчик указал единицу измерения кгс/см, не соответствующую ГОСТу (кгс/см).
Кроме того, характеристики, установленные в Описании объекта закупки, согласно ГОСТу 2-2013 определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара, в том, числе, химический состав, характеристики компонентов, из которого изготовлен товар, технологию производства, изготовления, маркировки товара.
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективный характер.
По результатам внеплановой проверки установлено, что требования упаковке установлены в нарушение п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе (описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии). Кроме того, в проекте контракта п.7.7 указана информация, противоречащая Описанию объекта закупки. При анализе поступивших заявок, а также с учетом положений Инструкции по заполнению заявки, установлено, что участники неоднозначно определили требования заказчика в отношении упаковки.
Кроме того, в проекте контракта не указан идентификационный код закупки (ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе).
Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ФГУП "Племзавод "Кубань" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГУП "Племзавод "Кубань" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе
4. Передатьматериалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 645
по делу N ЭА-1643/2017
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
20 июля 2017 года г. Краснодар Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу N ЭА-1643/2017 от 20.07.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Хаджирокова Р.М. на действия заказчика - ФГУП "Племзавод "Кубань" при проведении открытого электронного аукциона N 0518100002217000032 "Покупка минерального удобрения для нужд ФГУП "Племзавод "Кубань" в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику (аукционной комиссии) - ФГУП "Племзавод "Кубань" устранить нарушение п.1), п.2) ч.1ст.64, п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-1643/2017 от 20.07.2017.
- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Назначить новое время проведения электронного аукциона. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и внесения изменений в извещение и аукционную документацию, о подаче заявок при наличии обеспечения (закупка N 0518100002217000032). Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней с момента его получения.
Заказчику в письменном виде в срок до 15.08.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае невыполнения предписания в установленный срок Краснодарское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июля 2017 г. N ЭА-1643/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017