Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июля 2017 г. N ЭА-1644/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Реммастер" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Стародеревянковского сельского поселения в составе МО Каневской район (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Котельная N 2 (0,6 МВт), котельная N 3 (1,24 МВт) с реконструкцией тепловой сети в ст. Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края" (извещение N 0318300008017000015) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Реммастер" указывает, что в описании объекта закупки установлены необъективные требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО Стародеревянковского сельского поселения в составе МО Каневской район проводился электронный аукцион: : "Котельная N 2 (0,6 МВт), котельная N 3 (1,24 МВт) с реконструкцией тепловой сети в ст. Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края" (извещение N 0318300008017000015).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 412 995,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Сведениях о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" аукционной документации установлено:
Позиция 22 "Провод": Требуется провод с медными жилами с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката повышенной гибкости; номинальное сечение токопроводящей жилы, мм2 - 16; максимальный наружный диаметр, мм - 8,8; максимальный наружный диаметр токопроводящей жилы должен быть, мм - 5,95; класс токопроводящей жилы по ГОСТ 22483 - 2; 3; 4. Провод должен соответствовать требованиям ГОСТ 6323-79.
В совокупности установленных Заказчиком требований, согласно ГОСТ 6323-79, требуется провод марки ПВ3. При этом, в соответствии с таблицей 3 ГОСТ 6323-79 для провода марки ПВ3 соответствует только класс токопроводящей жилы - 3.
Таблица 3
|
|
|
Марка |
Номинальное сечение токопроводящей жилы, мм |
Класс по ГОСТ 22483 |
АПВ, АППВ |
От 2,0 до 16,0 включ. |
1 |
|
25,0 и выше |
2 |
ПВ1, ППВ |
От 0,5 до 10,0 включ. |
1 |
|
16,0 и выше |
2 |
ПВ2 |
2,0 и выше |
2 |
ПВ3 |
От 0,5 до 1,5 включ. |
2, 3 или 4 |
|
" 2,0 " 4,0 " |
4 |
|
5,0 и выше |
3 |
ПВ4 |
0,5 и 0,75 |
5 |
|
1,0 и 1,5 |
4 или 5 |
|
2,5 и 4,0 |
5 |
|
6,0 и 10,0 |
4 или 5 |
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, Заказчик в составе заявки на участие в электронном аукционе позволяет указать значение показателя класса токопроводящей жилы, не соответствующей требованиям ГОСТа.
П. 4.2.1 ГОСТ 6323-79 также установлено, что Проверку конструктивных размеров проводов проводят по ГОСТ 12177. Не допускается определять толщину изоляции по разнице измеренных значений наружных диаметров провода и жилы.
Согласно п.п. 2.4, 3.1.1 ГОСТ 12177-79 Все измерения должны быть проведены не ранее чем через 16 ч после экструзии или вулканизации (или сшивания) материалов изоляции или оболочки, если это указано в стандартах на изделия отдельных видов.
Измерение конструктивных размеров должно проводиться при температуре окружающей среды (29315) К [(20
15 °С)] и относительной влажности воздуха (58
20)%, если в НТД на средства измерений не указаны другие условия их эксплуатации.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели возможно определить только по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Аналогичные нарушения допущены при описании позиции 23.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Позиция 25 "Светильник": мощность лампы, Вт - 100.
Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены положения ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которой, с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Вместе с тем, данная позиция не содержит требование о том, что необходимо использовать лампы накаливания. Представителем Заказчика на обозрение Комиссии представлена информация различных производителей ламп (копии в материалах дела), согласно которой, под установленные Заказчиком требования подходят также лампы газоразрядные, галогенные и светодиодные, которые не запрещены Федеральным законом N 261-ФЗ.
Позиция 26 "Корпус щита учетно-распределительный": тип счетчика требуется - 3.
Позиция 16 "Кран шаровый муфтовый": вес, г - свыше 390.
Заявитель указывает, что нормативными документами не регламентируются типы счетчиков цифровым значением. Кроме того, единицей измерения веса является Ньютон, а не граммы.
Представителем Заказчика пояснено, что при описании данных позиций использовалась информация различных производителей (копии в материалах дела). Так, Комиссией установлено, что различные производители при описании "Корпуса щита учетно-распределительного" используют показатель "Тип счетчика", с указанием цифрового значения, а также указывают вес "Крана шарового муфтового" в граммах.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реммастер" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по позициям 22, 23.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Стародеревянковского сельского поселения в составе МО Каневской район нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Стародеревянковского сельского поселения в составе МО Каневской район (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 646
по делу NЭА-1644/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
20 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании решения N ЭА-1644/2017 от 20.07.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Реммастер" на действия администрации МО Стародеревянковского сельского поселения в составе МО Каневской район при проведении электронного аукциона: "Котельная N 2 (0,6 МВт), котельная N 3 (1,24 МВт) с реконструкцией тепловой сети в ст. Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края" (извещение N 0318300008017000015) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации МО Стародеревянковского сельского поселения в составе МО Каневской район (аукционной комиссии) устранить нарушение ч ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесения изменений в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения по делу N ЭА-1644/2017 от 20.07.2017.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки о внесении изменений в документацию электронного аукциона N 0318300008017000015. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5 дней с момента его получения.
5. В срок до 18.08.2017 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июля 2017 г. N ЭА-1644/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017