Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июля 2017 г. N 264-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского С.В. (доверенность от 03.03.2017 N22-ЮК) и в отсутствие представителя ООО "Профит-плюс" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия государственного заказчика и членов комиссии ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Устройство модульного надземного пешеходного перехода. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала" км 820+055 в Республике Дагестан (номер извещения: 0318100043417000109), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.07.2017 поступила жалоба ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика и членов комиссии ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Устройство модульного надземного пешеходного перехода. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала" км 820+055 в Республике Дагестан(номер извещения: 0318100043417000109) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и конкурсной документации, включая проверку обоснованности их положений, вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение конкурсных заявок участников закупки.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки установлено следующее.
1) Заказчиком 28.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе
.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 данной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, отказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям).
Заказчик в разделе "Требования к участникам закупки" извещения о проведении закупки установил требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 данного Закона).
2) Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Одновременно следует отметить, что согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Учитывая то, что начальная максимальная цена контракта составила 181 095 570 руб., следовательно, Заказчик обязан был разместить извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчик 28.06.2017 на официальном сайте разместил извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе, при этом, установил дату окончания срока подачи заявок 13 июля 2017 года в 08 час.00 мин., т. е. на пятнадцатый день после размещения указанного извещения.
Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.8 ст.7.30 КоАП РФ.
3) В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться правилами, в т.ч., использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Учитывая то, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации наделяет заказчика правом приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, а также самостоятельно формулировать объекты закупки исходя из своих потребностей, заказчик вправе указывать параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
Заказчик в разделе "Техническое задание" аукционной документации установил требования к товару, который будет использоваться при выполнении работ, предусмотренных государственным контрактом.
При этом Заказчик в разделе "Техническое задание" аукционной документации указал реквизиты ГОСТов и иных стандартов, требованиям которых должны соответствовать используемые при выполнении работ товары.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в аукционной документации требования к материалам, используемым для выполнения работ, определены Заказчиком в соответствии с положениями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем указания значимых для Заказчика основных стандартных показателей соответствующих материалов из числа установленных техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Пунктом 4.2 контракта предусмотрено, что оплата выполненных работ по настоящему Контракту производится ежемесячно (промежуточный платеж), после выполнения Подрядчиком работ в соответствии с Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к Контракту), путем перечисления на расчетный счет Подрядчика денежных средств федерального бюджета. Оплата работ производится на основании представленных Подрядчиком подписанных сторонами Акта приемки выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, (в случае сдачи-приемки строительных/строительно-монтажных работ), или иных Актов сдачи-приемки выполненных работ, предусмотренных действующей нормативной документацией и настоящим контрактом, а также предоставления Заказчику надлежащим образом оформленного счета, счета-фактуры и иной необходимой документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Пунктом 4.6. контракта предусмотрено, что Заказчик осуществляет текущий платеж в течение 20 дней, с момента подписания обеими Сторонами акта выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), а также представления Подрядчиком Заказчику счетов-фактур. Подрядчик при наличии возвращаемых материалов, полученных от разборки конструктивных элементов в рамках выполнения работ, обязан перед сдачей последнего акта выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), предъявить Заказчику акт оценки стоимости возвращаемых материалов, соответствующий требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Одновременно следует отметить, что разделом "Приглашение на участие в аукционе" аукционной документации указано, что настоящим приглашаются к участию в электронном аукционе (далее - аукцион) проводимом порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) на сайте Национальной электронной площадки АО "Электронные торговые системы" www.etp-ets.ru (далее - ЭП), любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Из указанных условий контракта прямо следует, что Подрядчик может представлять Заказчику любой документ в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подтверждающий выполнения работ.
Поскольку Заказчиком 14.07.2017 были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, которыми были устранены нарушения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи предписания.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия государственного заказчика и членов комиссии ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Устройство модульного надземного пешеходного перехода. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала" км 820+055 в Республике Дагестан(номер извещения: 0318100043417000109) частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" нарушившим часть 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Устройство модульного надземного пешеходного перехода. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала" км 820+055 в Республике Дагестан(номер извещения: 0318100043417000109).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июля 2017 г. N 264-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017