Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 июля 2017 г. N 04-01/312-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя Комиссии:
- "__" - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
-"__" - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления;
-"__" - главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
при участии
от ООО "Новострой" (г. Москва) (далее - Заявитель 1) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от ООО "Перспектива" (г. Самара) (далее - Заявитель 2) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - представитель Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" муниципального образования Приуральский район (далее - Заказчик)
рассмотрев жалобы ООО ""Новострой" (г. Москва), ООО "Перспектива" (г. Самара) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" муниципального образования Приуральский район (ИНН: 8908001451) при осуществлении закупки способом электронного аукциона Строительно-монтажные работы по объекту "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Аксарка (II очередь)", НМЦК - 344 435 400 рублей 00 копеек (извещение N 0890300004817000202) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО ""Новострой" (г. Москва), ООО "Перспектива" (г. Самара) на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" муниципального образования Приуральский район при осуществлении закупки способом электронного аукциона Строительно-монтажные работы по объекту "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Аксарка (II очередь)", НМЦК - 344 435 400 рублей 00 копеек (извещение N 0890300004817000202)
По мнению ООО ""Новострой" (г. Москва) и ООО "Перспектива" (г. Самара) согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Заказчиком в документации о закупке не установлены требования, согласно которым подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также ответственность за их неисполнения.
По мнению ООО "Перспектива" (г. Самара):
1) Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
2) Объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту должен быть определен в конкретном размере.
Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО является нарушением ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Представитель в свою очередь пояснила, что не согласна с доводами жалобы просит признать жалобу Заявителей по закупке на Строительно-монтажные работы по объекту "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Аксарка (II очередь)" (извещениеN 0890300004817000202) не обоснованной. Представила письменные возражения на жалобу.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
Документация об электронном аукционе и извещении о проведении электронного аукциона размещены Заказчиком на сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru .
1. В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. (вступило в силу 25.05.2017 г.) принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а)возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б)конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что в нарушение положений подпункта "а" пункта 2 Постановления N 570, в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Кроме того, документация об электронном аукционе, а также проект контракта не предусматривают возможности при заключении сторонами контракта включить в него условие, установленное подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 570, в части установления в контракте конкретных видов и объема работ, определяемых по предложению подрядчика.
Условие о том, что конкретные виды и объемы работ, определяемые по предложению подрядчика, подлежат включению в муниципальный контракт, отсутствует в документации об электронном аукционе.
Установленное нарушение подпункта "а" пункта 2 Постановления N 570 содержит признаки административного правонарушения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы ООО ""Новострой" (г. Москва) и п.3 жалобы ООО "Перспектива" (г. Самара) обоснованы.
2. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Для расчета даты окончания срока запроса разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока запроса участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен. При этом Заказчик, согласно п.4 ст. 64 44-ФЗ, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе
Согласно информации Официального сайта ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.07.2017 г.
14.07.2017 г. - 3 = 11 (четвертым днем будет 10.07.2017 г.), как раз и есть срок окончания подачи разъяснений.
В информационной карте Порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации в соответствии со ст. 65 Федерального закона о контрактной системе срок окончания подачи разъяснений поставлен МКУ "СРМЗ" Приуральского района установлен - 10.07.2017 г.
Таким образом, Заказчик установил верный срок окончания предоставления разъяснений и не нарушил положения части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы п. 1 жалобы ООО "Перспектива" (г. Самара) не обоснованы.
Статья 30 Закона о контрактной системе устанавливает следующее:
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом в Проекте контракта в статье 16 указано следующее:
1. В случае, если Подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, он обязан привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчика(ов)из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Виды работ и их стоимость, подлежащие исполнению субподрядчиком(ми)из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций определяются соглашением между Подрядчиком и таким субподрядчиком(ми), но не могут в общей сумме стоить менее 30% (Тридцать процентов) от цены настоящего контракта и право субподрядчика(ов) на выполнение таких работ подтверждено свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, членом которой он является.
Комиссией установлено, в проекте контракта отсутствуют конкретные значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО, что является нарушением ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ Закон о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что доводы п. 2 жалобы ООО "Перспектива" (г. Самара) обоснованы.
Так же Комиссией установлено, что в соответствии с ч. 16 ст. 66, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", электронный аукцион признан несостоявшимся.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования п. 2 Постановления N 570 и статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя ООО ""Новострой" (г. Москва) обоснованы, доводы Заявителя ООО "Перспектива" (г. Самара) частично обоснованы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО ""Новострой" (г. Москва) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" муниципального образования Приуральский район (ИНН: 8908001451) при осуществлении закупки способом электронного аукциона Строительно-монтажные работы по объекту "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Аксарка (II очередь)" (извещение N 0890300004817000202) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" (г. Самара) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" муниципального образования Приуральский район (ИНН: 8908001451) при осуществлении закупки способом электронного аукциона Строительно-монтажные работы по объекту "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Аксарка (II очередь)" (извещение N 0890300004817000202) частично обоснованной.
3. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" муниципального образования Приуральский район (ИНН: 8908001451) при осуществлении закупки способом электронного аукциона Строительно-монтажные работы по объекту "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Аксарка (II очередь)" (извещение N 0890300004817000202) нарушившим требования п. 2 Постановления N 570 и ч. 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе в виду того, что аукцион признан несостоявшимся, не выдать.
5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика утвердившегося аукционную документацию с нарушением требований п. 2 Постановления N 570 и ч.6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Председатель комиссии "__"
Члены комиссии "__"
"__"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
"__"
8(34922)3-42-59
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 июля 2017 г. N 04-01/312-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017