Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 июля 2017 г. N 04-01/325-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Члены Комиссии:
"_" - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления;
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
при участии
Синявской С.Д. - представитель Заказчика Муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" по доверенности N 26/17;
рассмотрев жалобу ООО "Транснефтегазпроект" (г. Омск) на действия Заказчика Муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" города Ноябрьска (ИНН: 8905027532) при осуществлении закупки путем электронного аукциона "Выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул. Муравленко (от перекрестка ул. Шевченко) города Ноябрьска", НМЦК - 5 000 000 рублей 00 копеек (извещение N 0190300003717000398) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Транснефтегазпроект" (г. Омск) на действия Заказчика Муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" города Ноябрьска (ИНН: 8905027532) при осуществлении закупки путем электронного аукциона "Выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул. Муравленко (от перекрестка ул. Шевченко) города Ноябрьска", НМЦК - 5 000 000 рублей 00 копеек (извещение N 0190300003717000398).
Заявитель считает, что требование Заказчика о наличии свидетельства СРО не соответствует Федеральному законодательству.
29 июня 2017 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0190300003717000398 о проведении открытого аукциона на право заключения договора на "Выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул. Муравленко (от перекрестка ул. Шевченко) города Ноябрьска".
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе установлены аукционной документацией разделом 31 Информационной карты, и в частности пп. 5 п.2 данного раздела: Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документ, подтверждающий соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), являющихся объектом закупки или копия этого документа:
- наличие у участника закупки свидетельства о допуске к подготовке проектной документации, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса РФ по виду работ, предусмотренных разделом I, п. 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 5.2, 5.3; разделом II, п. 1.2, 1.3, 2, 5.1, 5.2, 5.3, 6.4, 7.1, 7.2, 8, 9, 10, 13 перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N624.
С 1 июля отменился Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Приказ N 624 Минрегиона). Более того, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ! В связи с отменой Перечня видов работ с 1 июля 2017 года отменяются свидетельства о допуске СРО, вместо них вводится обязательное членство в СРО и включение организации или ИП в единый электронный реестр СРО, из которого можно будет сделать выписку для подтверждения своего членства в СРО.
Заявителям по адресу электронной почты, указанному в извещении о закупке (AVGolubeva@noyabrsk.yanao.ru), 13 июля 2017 года был направлен соответствующий запрос на разъяснение документации. Однако, ответа не было. Аналогичный запрос уже 15 июля 2017 года был повторен посредством электронной площадки (http://www.sberbank-ast.ru (СБЕРБАНК-АСТ)). Никаких разъяснений на запрос не получили. Окончание срока подачи заявок на данный аукцион - 18 июля. Заявитель был вынужден отозвать свою ранее поданную заявку на участие в данном аукционе.
По заявленным в жалобе доводам Заказчиком представлены возражения.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона (ч. 3 ст. 65 ФЗ N 44-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой запрос может направляться только на адрес электронной площадки, тогда когда Заявителем 13.07.2017 запрос был направлен на электронный адрес должностного лица отдела муниципального заказа Администрации города Ноябрьска, что является нарушением порядка направления запроса.
15.07.2017 Заявителем на адрес электронной площадки был направлен соответствующий запрос.
При этом согласно части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
15.07.2017 являлся выходным днем. В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, период срока для дачи разъяснений начинался 16.07.2017, что также являлось выходным днем, тогда когда срок окончания подачи заявок был определен 18.07.2017.
Таким образом, определенный законом срок для направления запроса Заявителем, также нарушен.
Относительно установления Заказчиком требования о наличии СРО у участника закупки, поясняет следующее.
В силу статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Соответственно, требования устанавливаются на дату опубликования документации об электронном аукционе.
Так требования установлены Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 47 ч. 2, ст. 48 ч. 4 Градостроительного Кодекса РФ в редакции, действующей на дату размещения документации об электронном аукционе (29 июня 2017 года).
Действительно, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 3 статьи 47 и часть 4 статьи 48 Гражданского Кодекса РФ изложены в новой редакции, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.
Однако требования Заказчиком установлены до вступления изменений в силу, соответственно, у Заказчика отсутствовали правовые основания устанавливать требования к участнику в соответствии с не действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам:
Уполномоченным органом - Администрацией города Ноябрьска 29.06.2017 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0190300003717000398 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул. Муравленко (от перекрестка ул. Шевченко) города Ноябрьска (извещение N 0190300003717000398). Дата окончания подачи заявок 18.07.2017 г. в 9 час. 00 мин. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей 00 копеек.
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель оспаривает аукционную документацию:
В силу статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Соответственно, требования устанавливаются на дату размещения документации об электронном аукционе.
В соответствии ч. 4 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 N 194-ФЗ изложена в новой редакции, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.
Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В аукционной документации требования установлены Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 47 ч. 2, ст. 48 ч. 4 Градостроительного Кодекса РФ в редакции, действующей на дату размещения документации об электронном аукционе, т.е. на 29 июня 2017 года.
Комиссией установлено, требования Заказчиком установлены до вступления изменений в силу, соответственно, у Заказчика отсутствовали правовые основания устанавливать требования к участнику в соответствии с не действующим законодательством Российской Федерации.
Также Комиссией установлено, приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", по состоянию на 01.07.2017 не отменен.
В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, действия Заказчика по установлению требования соответствуют нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и действующему законодательству.
Относительно не разъяснения положений документации об электронном аукционе:
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
15.07.2017 Заявителем на адрес электронной площадки был направлен соответствующий запрос.
При этом согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
15.07.2017 являлся выходным днем. В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, течение срока для дачи разъяснений начинался 16.07.2017, что также являлось выходным днем, тогда когда срок окончания подачи заявок был определен - 18.07.2017.
Следовательно, определенный законом срок для направления запроса Заявителем нарушен.
Таким образом, Комиссия не установила нарушений законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика.
Доводы Заявителя ООО "Транснефтегазпроект" (г. Омск) не находят своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Транснефтегазпроект" (г. Омск) на действия (бездействия) Заказчика Муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" города Ноябрьска (ИНН: 8905027532) при осуществлении закупки путем электронного аукциона "Выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул. Муравленко (от перекрестка ул. Шевченко) города Ноябрьска", НМЦК - 5 000 000 рублей 00 копеек (извещение N 0190300003717000398), необоснованной
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 июля 2017 г. N 04-01/325-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017