Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "А-Сити" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N КО-108/17 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 0167200003417002432) на оказание услуг по передаче видеоизображений со средств видеонаблюдения в Центр обработки данных Правительства Тюменской области для государственных и муниципальных нужд Тюменской области,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 12.07.2017 г. поступила жалоба ООО "А-Сити" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N КО-108/17.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru), в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
По мнению заявителя его права и законные интересы были нарушены действиями конкурсной комиссией принявшей решение об отклонении заявки Общества на участие в открытом конкурсе по причине не предоставления выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки.
Заявитель считает такой отказ неправомерным, поскольку в составе заявки им была приложена выписка из ЕГРЮЛ, подписанная электронной цифровой подписью налогового органа, выдавшего данную выписку. При этом в качестве обоснования заявленных требований заявитель указывает, что выписка, подписанная ЭЦП равнозначна выписке, выполненной на бумажном носителе.
Уполномоченный орган и заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласились, факт нарушения Закона о контрактной системе не признали, считают, что конкурсная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе, согласно которых заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки. Представленная заявителем в составе конкурсной заявки выписка из ЕГРЮЛ, подписанная электронной подписью налогового органа и выведенная на бумажный носитель, не является оригиналом документа или заверенной надлежащим образом его копией.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и уполномоченного органа заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса N КО-108/17 в интересах государственного заказчика - Департамента информатизации Тюменской области на оказание услуг по передаче видеоизображений со средств видеонаблюдения в Центр обработки данных Правительства Тюменской области для государственных и муниципальных нужд Тюменской области.
Начальная (максимальная) цена контракта 7 480 000,00 рублей.
Информация об указанном конкурсе (с конкурсной документацией) 23.05.2017 г. была размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003417002432.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (до 20.06.2017 г. 14:30) были поданы заявки от 3 участников закупки, в том числе от заявителя жалобы (ООО "А-Сити") с порядковым номером заявки 3.
Как следует из решения конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе N КО-108/17, оформленного протоколом от 03.07.2017 г. заявка ООО "А-Сити" была отклонена от участия в указанном открытом конкурсе по следующему основанию: "несоответствие заявки на участие в открытом конкурсе требованиям, п.п. "б" п.1 ч.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. "б" ч. 1 раздела 3.3 Главы 3 конкурсной документации "Требования к содержанию, в том числе описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" - в составе тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданной участником закупки, не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки".
Частью 1 статьи 51 Закона контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе сказано, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации.
Исходя из вышеприведенной нормы следует, что представление заявки в электронном виде допускается, только если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией.
Однако, в рассматриваемом случае конкурсной документацией N КО-108/17 прямо установлено требование о предоставлении заявок на участие в конкурсе в письменной форме, возможность представления заявок на участие в конкурсе в форме электронного документа конкурсной документацией не допускалась (раздел 3.1. главы 3 конкурсной документации).
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Аналогичное требование к содержанию заявки также было продублировано в разделе 3.3. главы 3 конкурсной документации N КО-108/17.
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Исходя из части 3 указанной статьи следует, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заявитель в качестве обоснования незаконности принятого конкурсной комиссией решения ссылается на то обстоятельство, что заявка ООО "А-Сити" содержала выписку из ЕГРЮЛ, подписанную электронной цифровой подписью налогового органа, которую следовало расценивать как равнозначную по юридической силе выписке, изготовленной на бумажном носителе с печатью и подписью должностного лица налогового органа.
Комиссия, рассмотрев указанный довод заявителя применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, находит его несостоятельным исходя из следующего.
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Соответственно, при рассмотрении заявок независимо от способа определения поставщика, в том числе при проведении конкурса, подача электронных документов, в том числе выписки из единого государственного реестра юридических лиц, допускается с учетом подачи выписки с использованием единой информационной системы.
Как следует из документов, представленных уполномоченным органом, в составе заявки ООО "А-Сити" на участие в открытом конкурсе N КО-108/17 приложена выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 16.06.2017 в форме электронного документа с визуализацией электронной подписи должностного лица налогового органа.
Вместе с тем, как уже было указано выше, конкурсной документацией предусмотрено, что заявки на участие в открытом конкурсе могут быть поданы только на бумажном носителе, при том, что подача заявок через единую информационную систему в настоящее время технически не предусмотрена функционалом официального сайта ЕИС при проведении открытого конкурса, в связи с чем предоставление документов в электронной форме, в том числе выписки из ЕГРЮЛ при проведении открытого конкурса, не допускается.
В силу части 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (часть 3 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы законодательства в их совокупном единстве и взаимосвязи следует, что представленная участником конкурса копия выписки из ЕГРЮЛ, полученной из налогового органа в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, самостоятельно распечатанная на бумажном носителе, не является оригиналом выписки из ЕГРЮЛ (оригиналом является непосредственно сам электронный документ), а также не является нотариально удостоверенной копией, в связи с чем не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ и требованиям конкурсной документации.
При таких обстоятельствах заявка ООО "А-Сити" не соответствовала п.п. "б" п.1 части 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ, разделе 3.3. главы 3 конкурсной документации N КО-108/17, в связи с чем, действия конкурсной комиссии уполномоченного органа по отклонению заявки данного участника соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "А-Сити" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N КО-108/17 (N0167200003417002432) на оказание услуг по передаче видеоизображений со средств видеонаблюдения в Центр обработки данных Правительства Тюменской области для государственных и муниципальных нужд Тюменской области необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017