Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 июля 2017 г. N 06-731/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (далее также - МКУ "Главстрой", заказчик): Пан-Си-Хэ О.В., Баль А.В. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также - ОА г. Якутска, уполномоченный орган): Антонова С.Д. (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "РусСтрой-89" (далее также - ООО "РусСтрой-89") Михеев М.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия МКУ "Главстрой", уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Школа N35 в г. Якутске" (изв. N 0116300000117000941), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия МКУ "Главстрой", уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Школа N35 в г. Якутске" (изв. N 0116300000117000941).
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует:
1. В нарушении требований части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик в проекте контракта устанавливает следующее условие, согласно которому участник закупки является офшорной компанией.
2. Заказчик, не определив в документации исчерпывающий перечень нормативных документов, фактически не определил требования к результатам выполняемых работ, что является нарушением положений Закона о контрактной системе.
3. Заказчик, устанавливая в проекте контракта условие о подписании контракта в двух подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон, нарушает требования Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее:
1. В проекте контракта условие о том, что участник закупки является офшорной включено в качестве случая, при котором муниципальный заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
2. Общие требования к выполнению работ, в том числе СНиПы и ГОСТы, которыми должен руководствоваться подрядчик при выполнении работ установлены в описании объекта закупки, также на сайте ЕИС размещена проектно-сметная документация, содержащая требования к выполнению работ. Кроме того, указанный заявителем пункт проекта контракта регулирует выполнение скрытых работ.
3. Считают, что включения данного условия в проект контракта не нарушает права участников закупки, поскольку проект контракта не содержит в себе условия, что муниципальный контракт вступает в законную силу только после его подписания на бумажном носителе. Кроме того, копия контракта, подписанная сторонами на бумажном носителе, необходима для присвоения бюджетного обязательства.
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержала, также пояснила, что для возникновения бюджетных обязательств достаточно представить копию контракта в электронном варианте с информацией об электронных цифровых подписях сторон, подписавших данный контракт.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц. Участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 353 467 086,12 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки. Решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
5) предложение о цене контракта поступило от 2 участников электронного аукциона;
6) на момент рассмотрения дела, итоги электронного аукциона не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части неправомерного установления в проекте контракта требования о том, что участник закупки является оффшорной компанией, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией.
Аналогичные требования установлены в пункте 34 части 1 "Информационная карта" аукционной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заявитель указывает на то, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в пункте 10.18.9 проекта контракта установлено требование противоречащее пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Между тем, из материалов дела установлено, что в пункте 10.18 проекта контракта указаны случаи, когда муниципальный заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в следующих случаях, в том числе участник закупки является офшорной компанией.
Следовательно, требование о том, что участник должен являться оффшорной компанией к участникам закупки не предъявляются.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части не указания в проекте контракта конкретных ГОСТов, регламентирующих осуществление приемки скрытых работ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимыми для договоров данного вида.
Необходимые условия для договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, определяются статьей 34 настоящего Федерального закона, устанавливающей условия, подлежащие включению в контракт.
При этом, указывать обязательное требование о соответствии объекта закупки ГОСТам, или о дополнительном указании к данным ГОСТам их полного наименования положениями статьи 34 Закона о контрактной системе не установлено.
Как установлено ранее, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Материалами дела установлено, что жалоба заявителя не содержит сведений и документов, подтверждающих данный довод, позволяющих антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
Довод в части установления в проекте контракта условия о подписании контракта в на бумажном носителе подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации, следовательно, информация, указанная в проекте контракта не должна противоречить информации, указанной в аукционной документации.
Согласно пункту 4 части 1 "Информационная карта" аукционной документации, а также извещению N 0116300000117000941 о проведении закупки способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Школа N35 в г. Якутске" - электронный аукцион.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 2 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что при проведении закупки в форме электронного аукциона обмен информацией между участниками электронного аукциона и заказчиком должен осуществляется только через электронную площадку в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника такого аукциона.
Как следует из материалов дела, пунктом 24.10. проекта контракта установлено, что контракт должен быть составлен и подписан в двух подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
Представители заказчика пояснили, что копия контракта, подписанная сторонами на бумажном носителе, необходима для присвоения бюджетного обязательства.
Следовательно, проектом контракта установлено, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа в двух подлинных экземплярах, что противоречит требованиям аукционной документации, устанавливающей порядок проведения закупки в форме электронного аукциона.
Между тем, как установлено ранее, по итогам проведения электронного аукциона контракт подлежит заключению в форме электронного документа, подписанного надлежащим образом.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта предусмотрено условие о заключении контракта в порядке, не предусмотренном Законом о контрактной системе для проведения закупки в форме электронного аукциона.
Жалоба ООО "Перспектива" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия МКУ "Главстрой", уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Школа N35 в г. Якутске" (изв. N 0116300000117000941), частично обоснованной, в части указания в проекте контракта условия о заключении контракта по итогам осуществления закупки, противоречащего аукционной документации.
2. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "Город Якутск", нарушившим часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Главстрой" городского округа "Город Якутск" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 июля 2017 г. N 06-731/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017