Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 июля 2017 г. N 06-710/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Кушнарева Павла Андреевича (далее - Кушнарев П.А., заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
от заказчика муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее также -МКУ "УЖКХ" МО "г. Мирный", заказчик): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей заказчика, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу Кушнарева П.А. на действия заказчика МКУ "УЖКХ" МО "г. Мирный" при проведении электронного аукциона на асфальтирование городских дорог (извещение N 0316300053717000086), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Кушнарева П.А. на действия заказчика МКУ "УЖКХ" МО "г. Мирный" при проведении электронного аукциона на асфальтирование городских дорог (извещение N 0316300053717000086).
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы Кушнарева П.А. были оглашены в полном объеме. Из жалобы следует, что Кушнарев П.А, обжалует положения аукционной документации, а именно:
1. Отсутствие в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке.
Указывает, что из положений документации об электронном аукционе не понятно где именно указаны Заказчиком значения требуемых Заказчику материалов в графе "Техническое задание на ремонт дорожной сети" или в графе "Требования к материалам, оборудованию и выполнению работ" раздела III Техническое задание документации об электронном аукционе, а из указанных граф не возможно определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя) и в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
2. Установление излишнего требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства российской Федерации N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление N 99).
Указывает, что предметом закупки является текущий ремонт асфальтобетонного покрытия, следовательно, к участникам электронного аукциона не может быть установлено требование в соответствии с указанным Постановлением.
3. Установление неправомерного требования о предоставлении участниками закупки свидетельств, выданных саморегулируемой организацией о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту - Свидетельство СРО).
Указывает на то, что с 01.07.2017 г. в статью ст. 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) внесены изменения, согласно которым свидетельства СРО по виду деятельности членам саморегулируемых организаций не выдаются, в связи с чем требуемый заказчику документ участники закупки предоставить не смогут.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений МКУ "УЖКХ" МО "г. Мирный" следует, что заказчик с жалобой Кушнарева П.А. не согласен ввиду следующего:
1. Инструкция по заполнению заявок приведена в статье 1.4 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации.
В указанной инструкции среди прочего указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Также инструкция по заполнению заявок содержит указание на то, что конкретные показатели используемых товаров заполняются в соответствии с разделом III "Техническое задание документации об электронном аукционе".
В разделе III "Техническое задание документации об электронном аукционе" приведены требования к работам, выполнение которых является предметом закупки, а также показатели используемых при выполнении таких работ материалов.
Из установленных показателей следует, что участникам закупки надлежит указать показатели и страны происхождения асфальтобетона, диабаза и щебня.
2. Требование о соответствии требованиям по постановлению N 99 установлено в связи с тем, что предмет данной закупки соответствует коду 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее по тексту - ОКПД2), начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион составляет 20 000 000,00 руб.
3. Извещение об осуществлении закупки было опубликовано в единой информационной системе 22.06.2017 г., до вступления в силу изменений в ГрК РФ.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика по установлению требования у участников закупки свидетельств СРО является правомерным.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 22.06.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 000,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка.
5) по результатам рассмотрения единственной заявки, поступившей на участие в электронном аукционе, аукционной комиссией заказчика принято решение о признании указанной заявки не соответствующей требованиям аукционной документации;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан не состоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу Кушнарева П.А. необоснованной на основании следующего.
1. По мнению заявителя в составе аукционной документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По общим правилам, инструкция представляет собой документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или какого-либо действия.
Материалами дела установлено, что в статье 1.4 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявок.
В указанной инструкции указано, в том числе, следующее: "Первые и вторые части заявок заполняются участником размещения заказа в произвольной форме в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года и документацией об аукционе в электронной форме.
Каждая заявка должна содержать полный пакет документов и сведений и состоять из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
- согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в соответствии с пп "б" п. 3 ч.3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
Указанные показатели заполняются в соответствии с разделом III Техническое задание документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара. В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании страны происхождения товара, указанных в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки".
Таким образом, положения Инструкции по заполнению заявок, регламентирующие порядок составления первой части заявки, корреспондируют с разделом III "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе заказчиком, помимо основных требований к качеству, безопасности и результатам выполняемых работ, требований к материалам, оборудованию и выполнению работ, а также требований к подрядчику, указано следующее:
Адрес |
Ед. изм. |
Физ. объем |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
ул. Куницына (мкр. Заречный) |
м2 |
1769,6 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
ул. Соболева (мкр. Заречный) |
м2 |
376,79 |
Планировка территории (грейдерование) |
м2 |
1625,29 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
|
ул. Куницына, заезд и парковка к детскому саду (мкр. Заречный) |
шт |
50 |
Выкорчевывание деревьев, деревья удаляются из грунта вместе с корневищем и вывозятся на полигон ТБО |
м3 |
540 |
Планировка территории (грейдерование), отсыпка территории с уплотнением, подготовка под асфальтирование: - толщина слоя 40 см диабаз фракции не менее 120 мм х 200 мм и не более 150 мм х 210 мм - 360 м3, - толщина слоя 10 см щебень фракции не менее 20 мм х 40 мм и не более 25 мм х 45 мм - 90 м3, - толщина слоя 10 см щебень фракции не менее 5 мм х 10 мм и не более 10 мм х 15 мм - 90 м3 |
|
м2 |
900 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
|
ул. Комсомольская от м-на "Глория Джинс" до ш. Кирова) |
м2 |
3069,38 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
ул. Комсомольская (от Ленинградского пр-та до ул. Ойунского) |
м2 |
2239,75 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
Изучив положения инструкции по заполнению заявок, а также Технического задания аукционной документации, на которое в инструкции по заполнению заявок имеется указание, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что положения Технического задания аукционной документации содержат показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а следовательно, положения инструкции по заполнению заявок позволяют определить порядок подготовки первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ИП Кушнарева П.А, признается необоснованным.
2. По мнению заявителя требование, установленное заказчиком к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, является излишним.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования. При этом непосредственно определен исчерпывающий перечень таких возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям. Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N 1 к Постановлению N 99.
Из смысла Постановления N 99 следует, что при осуществлении закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" заказчику к участникам закупки надлежит установить требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Соответствие установленному заказчиком требованию участники закупки должны подтверждать путем предоставления копии исполненного контракта (договора); копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По мнению заявителя работы, предусмотренные контрактом, на право заключения которого проводится закупка, относятся к текущему ремонту автомобильных дорог, а следовательно к участникам данной закупки не могут быть установлены требования в соответствии с Постановлением N 99.
Как указано выше, разделом III "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее:
Адрес |
Ед. изм. |
Физ. объем |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
ул. Куницына (мкр. Заречный) |
м2 |
1769,6 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
ул. Соболева (мкр. Заречный) |
м2 |
376,79 |
Планировка территории (грейдерование) |
м2 |
1625,29 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
|
ул. Куницына, заезд и парковка к детскому саду (мкр. Заречный) |
шт |
50 |
Выкорчевывание деревьев, деревья удаляются из грунта вместе с корневищем и вывозятся на полигон ТБО |
м3 |
540 |
Планировка территории (грейдерование), отсыпка территории с уплотнением, подготовка под асфальтирование: - толщина слоя 40 см диабаз фракции не менее 120 мм х 200 мм и не более 150 мм х 210 мм - 360 м3, - толщина слоя 10 см щебень фракции не менее 20 мм х 40 мм и не более 25 мм х 45 мм - 90 м3, - толщина слоя 10 см щебень фракции не менее 5 мм х 10 мм и не более 10 мм х 15 мм - 90 м3 |
|
м2 |
900 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
|
ул. Комсомольская от м-на "Глория Джинс" до ш. Кирова) |
м2 |
3069,38 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
ул. Комсомольская (от Ленинградского пр-та до ул. Ойунского) |
м2 |
2239,75 |
Асфальтирование, толщина слоя 10 см |
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. N 402 (далее по тексту - Классификация дорожных работ).
Их технического задания аукционной документации, а также локальных сметных расчетов, размещенных в составе аукционной документации, следует, что в состав работ, предусмотренных контрактом, на право заключения которого проводится электронный аукцион, входят работы по планировке территории путем грейдерирования, валке деревьев, выкорчевке пней, устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из диабаза, а также устройству выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси.
Комплекс указанных работ соответствует подпункту б) "замена дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную" пункта 2 части 10 раздела II Классификации дорожных работ "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог".
Проанализировав аукционную документацию, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что предметом закупки являются работы по капитальному ремонту автомобильных дорог.
При изложенных обстоятельствах, второй довод жалобы Кушнарева П.А. подлежит признанию необоснованным.
3. По мнению заявителя, в связи со вступлением в силу с 01.07.2017 г. изменений в ГрК РФ, предусматривающих отмену выдачи свидетельств СРО, требование о предоставлении участниками закупки свидетельств СРО, установлено заказчиком неправомерно.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как отмечено выше, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Федеральному закону.
Материалами дела установлено, что извещение об осуществлении закупки N 0316300053717000086 и аукционная документация заказчиком в единой информационной системе размещены 22.06.2017 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, при установлении требований к участникам закупки и составу заявки на участие в электронном аукционе, заказчику надлежало руководствоваться положениями законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент размещения извещения о проведении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) (здесь и далее приведена редакция ГрК РФ, действовавшая на момент публикации извещения о проведении закупки) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень N 624).
Предметом рассматриваемого электронного аукциона, согласно извещению N 0316300053717000086, являются работы по асфальтированию городских дорог.
При изложенных обстоятельствах, заказчику, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент опубликования в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе, надлежало установить требование к участникам закупки и составу заявок на участие в электронном аукционе о наличии и предоставлении свидетельств СРО о допуске к работам, предусмотренным контрактом, на право заключения которого проводится закупка.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении закупки и в аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки и предоставлении ими в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе свидетельств СРО о допуске к следующим видам работ по Перечню N 624:
п. 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
пп. 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
пп. 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосборных устройств).
При изложенных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России не усматривает в действиях заказчика по установлению требований о наличии у участников закупки и предоставлении ими свидетельств СРО о допуске к определенным видам работ, нарушений законодательства о контрактной системе.
Третий довод жалобы Кушнарева П.А. признается необоснованным.
Жалоба Кушнарева П.А. признается необоснованной в полном объеме.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Из смысла части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, что право участника закупки, а также осуществляющего общественный контроль общественного объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации по обжалованию в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, возникает в том случае, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, устанавливающей обязанность заявителя по приложению к жалобе документов, подтверждающих ее обоснованность, следует, что обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя жалобы.
Между тем, из жалобы Кушнарева П.А. не следует, что установленные заказчиком требования к оформлению заявки и участникам закупки нарушают права и интересы заявителя, к жалобе не приложены документы, подтверждающие факт нарушения действиями заказчика прав и законных интересов Кушнарева П.А., в том числе ограничения действиями заказчика возможности Кушнарева П.А. по подаче заявки на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу Кушнарева П.А. на действия заказчика МКУ "УЖКХ" МО "г. Мирный" при проведении электронного аукциона на асфальтирование городских дорог (извещение N 0316300053717000086) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 июля 2017 г. N 06-710/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017