Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 19 июля 2017 г. N 07-24-9163/17
Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Московский дорожный строитель" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области "Коломенский аграрный колледж"(далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по замене деревянных оконных блоков на оконные блоки из ПВХ профилей в ГБПОУ МО "Коломенский аграрный колледж", по адресу Московская область, Егорьевский район, д. Старое, д. 84, д. 86 (извещение N 0348100008917000012 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Заказчиком, утвердившим документацию об Аукционе, несоответствующую требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены излишние требования к техническим характеристикам товаров;
2) на Официальном сайте размещено Приложение N 1 в формате, не обеспечивающем копирование фрагментов текста, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе;
3) Заказчиком ненадлежащим образом представлены разъяснения документации об Аукционе.
Представители Заказчикас доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель Заказчика с доводом Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 16.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 985 129,73 руб.;
3) дата окончания подачи заявок -12.07.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -19.07.2017;
5) дата проведения Аукциона - 24.07.2017;
6) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали2 участника закупки.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в техническом задании документации об Аукционе установлены излишние требования к техническим характеристикам товаров, так например, "Масса 1000 м ленты, Масса 1 м2 ленты, Липкость (скоростьрасклеивания) до ипосле старения, В зависимости от стойкости к климатическим воздействиям изделия для районов со средней месячной температурой воздуха в январе".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, конкретные показатели по которому необходимо представить в заявке на участие в Аукционе, требования к описанию участниками закупок результатов испытаний и (или) исследований товара, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе и противоречат требованию об объективном описании объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров. Указанные требования ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся на Официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Приложение N 1 размещено на Официальном сайте в общедоступном формате PDF без каких-либо ограничений, связанных с его ознакомлением, а также не защищено паролем, имеет возможность поиска и копирования фрагментов текста, а также печати документа или его части. При этом указанный формат позволяет осуществлять ознакомление с содержанием Приложения N 1 без дополнительных программных или технологических средств.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
21.06.2017 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, Заказчикомна Официальном сайте опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе:
"Ответ: 1. Не будет являться отказом к рассмотрению вашей заявки, если первая и вторая часть будет заполнена с использованием собственной формы заполнения. 2. Требования к ленте бутиловая и ленте бутиловая диффузионная установлены в соответствии со сметным расчетом, оба типа лент применяются при выполнении работ в соответствии со сметой, требования к ГОСТ 30971-2002 по данным материалам не установлено".
Комиссия пришла к выводу, что указанные разъяснения не изменяют суть документации об Аукционе и представлены надлежащим образом.
Представитель Заявителя не представил доказательств обоснованности довода.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.07.2017 N 0348100008917000012-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером 11 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
1. "Для товара (п.23 "Сведения о качестве,технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме") "Краска масляная" участник закупки указывает значение показателя "Расход на однослойное покрытие краски в пределах 55-240 г/м2", что не соответствует требованиям документации об аукционе. В соответствии с документацией об аукционе расход на однослойное покрытие краски должен быть в пределах 55-240 г/м2. Всоответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки: "При указании в столбце"Наименование показателя", словосочетания "в диапазоне" участник размещения заказа в столбце "Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником закупки" должен указать именно диапазон значений или возможные диапазонные значения данного показателя в заданном диапазоне, исходя из установленных требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей в данном приложении, при этом не допускается указание установленных крайних значений. Словосочетания "в интервале" "в пределах" и "в диапазоне" считать синонимами с общими правилами применения, установленными инструкцией по заполнению первой части заявки".
2. Для товара (п.8 "Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям Заказчика") "Блоки оконные из ПВХ профилей, с одним энергосберегающим (низкоэмиссионным) стеклом и теплой (ПВХ) рамкой, трехстворчатый с одной поворотнооткидной створкой" участник закупки указывает значение показателя, "По виду отделки лицевых поверхностей изделия белого цвета, окрашенные в массе", "Толщина ламинированого покрытия отделки лицевых поверхностей изделия 60 мкм", тем самым участник закупки предоставляет недостоверные сведения. В соответствии с документацией об аукционе участникам закупки предоставлялся выбор по Виду отделки лицевых поверхностей изделия "белого цвета, окрашенные в массе" или "отделанные декоративной пленкой (ламинированные)". В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки: "В случае если значение какого-либо показателя не нормируется соответствующим * нормативнотехническим документом для выбранной марки/сорта/типа/вида и пр., в предлагаемом значении такого показателя следует указать "не нормируется", "не определяется" или поставить прочерк, в противном случае предложение участника закупки будет расценено как недостоверное".
3. Для товара (п.9 "Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям Заказчика") "Лента изоляционная хлопчатобумажная для промышленного применения" участник закупки указывает значение показателя "Описание: ...резиновая смесь нанесена с двух сторон...", "Липкость ленты обычная, повышенная", "Масса 1 м2 ленты 400 г", что не соответствует ГОСТ 2162-97. В соответствии с ГОСТ 2162-97 табл.А. 1 масса 1 м2 ленты 2 ПОЛ (резиновая смесь нанесена с двух сторон обычной липкости) должна быть 300 г. В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки: "В случае, если требование установлено кнескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) товара (материала), указанных через знак ",", а далее установлено требование к показателям и характеристикам указанным вдиапазоне значений (односторонне илидвухсторонне ограниченном), то участник долженпредложить значение соответствующее каждой марке (типу, виду и т.д.), допускается указывать одно значение, если оно соответствует всем маркам, типам и т.д.".
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе по товару "Краска масляная" установлен показатель "Расход на однослойное покрытие краски в пределах", по товару "Блоки оконные из ПВХ профилей" установлены показатели "По виду отделки лицевых поверхностей изделия, Толщина ламинированого покрытия отделки лицевых поверхностей изделия", по товару "Лента изоляционная хлопчатобумажная" установлен показатель "Масса 1 м2 ленты".
Изучив заявку участника закупки с порядковым номером 11 Комиссия установила, что по товарам "Краска масляная", "Блоки оконные из ПВХ профилей", "Лента изоляционная хлопчатобумажная" указанные показатели представлены в составе заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, конкретные показатели по которому необходимо представить в заявке на участие в Аукционе, требования к описанию участниками закупок результатов испытаний и (или) исследований товара, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе и противоречат требованию об объективном описании объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров. Указанные требования ограничивают количество участников закупки.
В этой связи, показатели "Расход на однослойное покрытие краски в пределах", "По виду отделки лицевых поверхностей изделия, Толщина ламинированого покрытия отделки лицевых поверхностей изделия", "Масса 1 м2 ленты" являются неправомерными и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Московский дорожный строитель" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушениечасти 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии,Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела N 07-24-9163/17 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 19 июля 2017 г. N 07-24-9163/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017