Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Плацебо" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению участия Российских деятелей культуры и искусства в зарубежных мероприятиях (номер извещения 0173100007717000013) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчиком допущена техническая ошибка.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov (далее - ЕИС) - 28.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 21.03.2017;
5) 15.03.2017 Заказчиком размещено в ЕИС извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2017 N ИО1.
1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями глав 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) от 21.03.16 N 471-р (далее - Перечень).
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является оказание услуг по обеспечению участия Российских деятелей культуры и искусства в зарубежных мероприятиях.
В соответствии с пунктом 2 Технического задания Конкурсной документации в рамках настоящего объекта закупки необходимо обеспечить перевозку воздушным транспортом направляемых за рубеж российских деятелей культуры и искусства в соответствии с заявками Заказчика. Услуги необходимо осуществлять из следующего расчета: одна перевозка одного пассажира включает выполнение рейса в одном направлении, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств. Общее количество перевозок: не менее 350 и не более 390 эконом классом по возможным направлениям.
При этом Комиссией установлено, что данные услуги указаны в Перечне и отнесены к коду ОКПД 79.1 "Услуги туристических агентств и туроператоров".
Кроме того, Комиссией установлено, что в соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации необходимо обеспечить исключительно перевозку воздушным транспортом направляемых за рубеж российских деятелей культуры и искусства, что не соответствует наименованию объекта закупки, указанному в извещении о проведении Конкурса, размещенному в ЕИС.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанная закупка на право заключения государственного контракта должна осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме.
Вместе с тем, на Заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком по технической ошибке выбран неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, в связи с чем, Заказчиком 15.03.2017 в ЕИС размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИО1 от 15.03.2017.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 15 % (далее - Критерий N2);
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 25 %.
В рамках Критерия N2 установлен показатель "Качество услуг" (коэффициент значимости - 100), в соответствии с которым установлен следующий порядок оценки:
"Показатель N1: "Качество услуг".
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности предложения о качестве услуг (Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе), в котором участник указывает способы исполнения обязательств, предусмотренных п. 2, 6 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации).
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" (НЦБiQ) определяется в соответствии со следующей шкалой:
100 - В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в полном объеме, то есть представлено указание способов исполнения всех обязательств, предусмотренных п. 2, 6 Технического задания.
50 - В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в неполном объеме, то есть представлено указание способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных п. 2, 6 Технического задания.
0 - В составе заявки:
- представлено только полностью скопированное Техническое задание,
или
- представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания,
или
- представлено предложение о качестве услуг в виде измененного Технического задания без указания способов исполнения обязательств, предусмотренных п. 2, 6 Технического задания.
Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество услуг".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации Заказчиком не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений подлежащих оценке, а также не раскрыто понятие "содержательной проработанности предложения о качестве услуг" подлежащее оценке конкурсной комиссией Заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показателю "Качество услуг" нестоимостного Критерия N 2.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Плацебо" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком отменена закупка, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 16.03.2017 по делу N К-173/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2017 г. N К-173-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017