Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2017 г. N П-20/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-20/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
13.03.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.06.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в действиях Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при заключении контракта от 28.12.2009 N 914/28/12/09/82.1/МТО по результатам проведения аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию внутренних помещений, административных зданий и прилегающих территорий ФГОУ "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации" для нужд Минобороны России в 2010-2012 годах (номер извещения 091127/911517/93) (далее - Аукцион N 1), а также при заключении контракта от 02.02.2010 N 6/01-10А по результатам проведения аукциона на оказание услуг по комплексной инженерно-технической эксплуатации и административно-хозяйственному обслуживанию комплекса зданий Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (номер извещения 091228/001233/1759 (далее - Аукцион N 2) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.06.2016 N 1016/16
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в действиях Заказчика при проведении Аукционов.
Из обращения следует, что Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов проведены Аукционы.
Представители Заказчика не согласились с доводом и сообщили, что при проведении Аукционов действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов http://zakupkiold.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 27.11.2009;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 537 880 419, 65 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подана 1 заявка от участника размещения заказа;
4) к участию в Аукционе N 1 допущен 1 участник размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона N 1 - 21.12.2009;
6) в соответствии с частью 11 статьи 35 Закона о размещении заказов Аукцион N 1 признан несостоявшимся;
7) 28.12.2009 Заказчиком заключен контракт N 914/28/12/09/82.1/МТО с ЗАО "Безопасность и связь" по цене 493 996 514, 86 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено на Официальном сайте - 28.12.2009;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 951 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 поданы 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона 2 - 27.01.2010;
6) 02.02.2010 Заказчиком заключен контракт N 6/01-10А с ЗАО "Безопасность и связь" по цене 946 244 999, 94 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукционов осуществлялось в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о контрактной системе документация об аукционе не может содержать, в том числе, требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Предметом Аукциона N 1 является оказание услуг по комплексному обслуживанию внутренних помещений, административных зданий и прилегающих территорий ФГОУ "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации" для нужд Минобороны России в 2010-2012 годах.
Согласно Приложению N 2, Приложению N 3 документации об Аукционе N 1 в перечень услуг включены: эксплуатационно-техническое обслуживание инженерных систем, помещений и строительных конструкций, а также комплексная уборка помещений и прилегающей территории по адресу: г. Москва, ул. Поликарпова, д. 21.
Предметом Аукциона N 2 является оказание услуг по комплексной инженерно-технической эксплуатации и административно-хозяйственному обслуживанию комплекса зданий Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно Приложению N 1 документации об Аукционе N 2 в перечень услуг включены: комплексное инженерно-техническое обслуживание комплекса зданий, в которое входит, например, диспетчеризация и управление инженерными система, электроснабжение, силовое оборудование и электроосвещение, при этом в данный перечень также включено административно-хозяйственное обслуживание помещений административных и жилых зданий, в частности уборка территории.
Таким образом, по Аукциону N 1, Аукциону N 2 объединены в один лот оказание услуг, технологически и функционально не связанных между собой, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа. Указанные действия Заказчика нарушают часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
2. В разделе 1 документации об Аукционе N 1 установлен обязательный перечень документов для предоставления в составе заявки на участие в Аукционе N 1, согласно которому участникам заказа необходимо предоставить в том числе:
"-копия выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства свидетельства о допуске к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по следующим видам работ: пуско-наладочные;
- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров;
- копия действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- копия действующей лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная уполномоченным органом".
Также в разделе 1 документации об Аукционе N 2 установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Аукционе N 2:
"- копия выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства свидетельства о допуске к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в объеме технического задания";
- лицензия на деятельность по тушению пожаров;
- лицензия на право производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- копия действующей лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну";
- лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат виды деятельности, например, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Следовательно, в случае если в один лот включены услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и (или) разрешительных документов, и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующим документом, то установление требования о выполнении таких работ или услуг участником размещения заказа лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о размещении заказов в течение трех рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют указанные в пунктах 1-7 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов сведения соответственно в уполномоченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. В случае, если в соответствии с Законом о размещении заказов были внесены изменения в условия государственного или муниципального контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в указанные органы сведения, которые предусмотрены частью 2 статьи 18 Закона о размещении заказов и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта. Сведения, указанные в пункте 8 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов, направляются заказчиками в указанные органы в течение трех рабочих дней со дня исполнения или расторжения государственного или муниципального контракта.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), контракт от 28.12.2009 N 914/28/12/09/82.1/МТО, заключенный по результатам проведения Аукциона N 1, также контракт от 02.02.2010 N 6/01-10А, заключенный по результатам проведения Аукциона N 2, размещены 06.06.2011 (номера реестровых записей 01731000045 11 000054, 01731000045 11 000066).
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС в срок контракты нарушают часть 3 статьи 18 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно КоАП постановление по делу об административном правонарушении в сфере размещения заказов не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.06.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 3 статьи 18, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Аукционов заключены контракты, предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2017 г. N П-20/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2017