На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "АА Эмджи" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства водных ресурсов (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения контракта на услуги по содержанию и уборке административного здания и прилегающей территории центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов (номер извещения 0173100010117000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчик, неправомерно установлены требования к позиции "Питьевая вода".
2. Заказчиком неправомерно не внесены изменения в документацию об Аукционе.
3. Разъяснения положений документации об Аукционе изменяют ее суть.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукцион Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 713 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 13.03.2017;
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части IV документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В приложении N 2 к документации об Аукционе установлено:
По позиции 47 "Питьевая вода" - "Микробиологические и паразитологические показатели: Колиформные бактерии в воде должны отсутствовать; Термотолерантные колиформные бактерии в воде должны отсутствовать; Общее микробное число в 1 мл воды должно быть менее 30. Окисляемость должна быть меньше 5,0 мгО/л".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
04.03.2017 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, Заказчиком в ЕИС опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе, в соответствии с которыми Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе, а именно:
"Вопрос: в пункте 31 "Антистатическая добавка к моющим средствам" допущена ошибка: "Оптимизированная пав, комплексообразующих веществ и антистатических добавок", просьба внести изменения в документацию, так как данная ошибка существенно затрудняет понимание характеристики товара.
Ответ: На основании поступившего запроса заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе.
Вопрос: В пункте 19 "Кислотное беспенное чистящее средство" указано: "Должно эффективно работать в воде любой жесткости при температуре в диапазоне 65-85°С.", просим уточнить, нужно ли указывать конкретное значение температуры?
Ответ: Указанное требование является конкретным показателем и не может изменяться".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что решение в части внесения изменений в документации об Аукционе на основании поданного запроса на разъяснение положений документации об Аукционе фактически не принималось, поскольку последним днем для принятия решения о внесение изменений в документацию было 04.03.2017, что являлось выходным днем, соответственно принять решение и подписать приказ о внесение изменений не представлялось возможным.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не правомерно не внесены изменения в документацию об Аукционе не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, не давшего ответ на вопрос, содержащийся в запросе о разъяснении положений документации об Аукционе, в части товара "Антистатическая добавка к моющим средствам", а также давшего ответ, который изменяет суть документации об Аукционе в части показателя "Температурный диапазон", нарушают части 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также, Комиссией установлено, что согласно решению Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 14.03.2017 по делу N К-166/17 в действиях Заказчика при проведении Аукциона выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, частей 5, 6 статьи 65 Закона о контактной системе. Также в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе. В связи с чем, ФАС России выдано Заказчику предписание отменить протокол рассмотрения заявок и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать требование пункта 6 части 6.1 документации об Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, частей 5, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 14.03.2017 по делу N К-166/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 марта 2017 г. N ВП-76-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017