Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Нартекс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы Дирекции капитального ремонта Департамента капитального ремонта города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу: г. Москва, ЦАО, Садовое кольцо, от ул. Долгоруковская до ул. Цветной бульвар (Сегмент 5) (номер извещения 0173200001417000053) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В приложении "Техническое задание" к документации об Аукционе неправомерно установлено требование к подрядчику о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно объединили работы по благоустройству и ремонту фасадов зданий в один лот, что ограничивает количество участников закупки.
3. Заказчик, Уполномоченный орган не установил надлежащим образом в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), поскольку не установлено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту, в том числе объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
4. В проекте контракта документации об Аукционе не установлен объем привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. В проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование, согласно которому, если учредителем подрядчика также является юридическое лицо с долей в уставном капитале более 25 процентов, данное юридическое лицо должно документально подтвердить статус субъекта малого предпринимательства.
6. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении подрядчиком отдельного обеспечения для обеспечению гарантийного срока.
7. В проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила определения неустойки).
8. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
9. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены диапазонные значения технических характеристик товаров, используемых при выполнении работ, которые по определению являются конкретными, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
10. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в технических характеристиках товаров, используемых при выполнении работ, нестандартные показатели, не соответствующие ГОСТ.
11. Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик товара, не соответствующие ГОСТ, а именно по позициям 8, 16, 14, 29, 5, 21, 41.
12. Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе по позиции 19 "Кабель силовой, тип 1" не установлено как необходимо трактовать символ ",", установленный в наименовании товара.
13. Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе по позиции 33 "Плитка керамическая квадратная неглазурованная" неправомерно не установлены габаритные размеры в отдельных ячейках таблицы, также не установлены показатели "Длина" и "Ширина".
14. Заказчиком, Уполномоченным органом в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не установлены требования к описанию и представлению в составе заявки на участие в Аукционе сведений в отношении технических характеристик товара, сопровождающихся словами "Допустимы" и "Допустимая", установленных в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе.
15. Заказчиком, Уполномоченным органом даны ответы на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 628 467 619 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 24.03.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения.
В подпункте 1 пункта 15 "Общие требования, предъявляемые к участникам Аукциона" информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки: "Наличие действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В состав разрешенной деятельности в обязательном порядке должны входить виды работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта; 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
В пункте 7 "Требования соответствия нормативным документам (лицензии, допуски, разрешения, согласования)" приложения "Техническое задание" к документации об Аукционе установлено, что подрядчик, непосредственно выполняющий работы, должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г.: п. 1.1 Разбивочные работы в процессе строительства; п. 2 Подготовительные работы, п. 2.2 Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений, п. 2.4 Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов; п. 3.1 Механизированная разработка грунта, п. 3.5 Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками, п. 3.7 Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода; п. 6.1 Опалубочные работы, п. 6.2 Арматурные работы; п. 10 Монтаж металлических конструкций, п. 10.1 Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; п. 12.5 Устройство оклеечной изоляции, п. 12.8 Антисептирование деревянных конструкций, п. 12.9 Гидроизоляция строительных конструкций; п. 13 Устройство кровель, п. 13.1 Устройство кровель из штучных и листовых материалов, п. 13.2 Устройство кровель из рулонных материалов, п. 13.3 Устройство наливных кровель; п. 14 Фасадные работы, п. 16 Устройство наружных сетей водопровода; п. 20.1 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно, п. 20.2 Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно, п. 20.5 Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ; п. 24.7 Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении; п. 25.7 Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, п. 25.8 Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в информационной карте документации об Аукционе установлено требование к участнику закупки установлено о наличии исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
С учетом того, что в пункте 7 Технического задания установлено требование к подрядчику, непосредственно выполняющему работы, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что работы, которые необходимо выполнить в ходе исполнения контракта, функционально связаны последовательностью, технологичностью и этапами выполнения, в частности: работы по устройству покрытия тротуаров и ремонту дорожного полотна, фасадов, кровли осуществляются одновременно, озеленение и установка малых архитектурных форм осуществляется непосредственно по завершению вышеуказанных работ. Кроме того, на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представитель Заявителя не представил доказательства, подтверждающие, что Заказчик неправомерно объединил работы по благоустройству и ремонту фасадов зданий в один лот, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения. Код ОКПД 2 42.11.20.000 - "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".
В пункте 15 "Общие требования, предъявляемые к участникам Аукциона" информационной карты документации об Аукционе, установлены требования к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В подпункте 4 пункта 17.2 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Документы, подтверждающие наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (*) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в данной закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. К подтверждающим документам относятся: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. (*) Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно приложению "Техническое задание" документации об Аукционе, основной объем работ составляют ремонтные работы, строительные работы объектов капитального строительства, а именно ремонт кровли, фасадов, устройство дорожной одежды тротуара за счет проезжей части, ремонт дождевой канализации, ремонт смотровых колодцев на проезжей части и на тротуаре, ремонт и перенос дождеприемных решеток на проезжей части, устройство и ремонт лестничных сходов, устройство и ремонт подпорных стен, устройство лотка дождеприемника, установка бортового камня из гранита. На основании изложенного, Заказчик, Уполномоченный орган установили требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Дополнительно, на заседании Комиссии установлено, что в подпункте 4 пункта 17.2 Информационной карты документации об Аукционе не установлено требование в соответствии с Постановлением N 99, согласно которому копии актов выполненных работ должны содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что отсутствие данного требования в документации об Аукционе является технической ошибкой.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В пункте 18.1 Информационной карты документации об Аукционе Заказчик, Уполномоченный органа установили объем привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20 %.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлен объем в виде конкретного процента от цены контракта привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен в Техническом задании, которое является неотъемлемой частью проекта контракта. Согласно условиям Технического задания объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен 20 % от начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленный в Техническом задании не соответствует Закону о контрактной системе, согласно которому объем должен быть установлен от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены. При этом в пункте 18.1 Информационной карты документации об Аукционе не указано от чего отсчитывается 20%.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте контракта документации об Аукционе объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде процента от цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В пункте 6.1.30 проекта контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика:
"Представить Государственному заказчику документы, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства (если торги проводились среди субъектов малого предпринимательства):
- копию Свидетельства о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства, либо:
- копию учредительных документов;
- справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером организации, с указанием средней численности работников, включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица, за последний отчетный период;
- копию отчета о финансовых результатах за предшествующий календарный год и последний отчетный период с отметкой налогового органа или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, содержащие информацию о выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ).
В случае если учредителем (одним из учредителей) Генподрядчика является юридическое лицо с долей участия в уставном капитале более 25%, данное юридическое лицо также обязано предоставить требуемый перечень документов, подтверждающий статус организации как субъекта малого предпринимательства".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данный контракт является типовым, и пункт 6.1.30 проекта контракта применяется исключительно в случае если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является исключительно декларация.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта документации об Аукционе, требование о предоставлении заказчику документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства, не предусмотренных Законом о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 30 Закона о контрастной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на определение подрядчика, в связи с тем, что указанное положение проекта контракта распространяется только на закупки, проводимые среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
6. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрастной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрастной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
В пункте 10.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Генподрядчик предоставляет Государственному заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных условиями настоящего Контракта в размере:
- 10% (десять процентов) от начальной (максимальной) цены Контракта на срок превышающий срок действия Контракта на 2 календарных месяца;
- 3% (три процента) от начальной (максимальной) цены Контракта на период гарантийных обязательств Генподрядчика (с даты завершения основного обязательства до даты полного истечения срока гарантийных обязательств, включая срок продления гарантийных обязательств в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом).
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 2 календарных месяца".
Положения Закона о контрактной системе не предусматривают возможность Заказчика устанавливать в документации об Аукционе требование о предоставлении отдельного обеспечения Заказчику, на период гарантийных обязательств.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Правилами определения неустойки.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктами 4, 6-8 Правил определения неустойки установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом и порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 12.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что в случае не привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Генподрядчик уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату уплаты, от цены договора, заключенного с соисполнителем/субподрядчиком за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства по привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, то есть за нарушение сроков исполнения обязательств, установленных контрактом, в связи с чем невозможно взыскать пени за неисполнение обязательств подрядчика по привлечению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 12.7 проекта контракта документации об Аукционе за каждый зафиксированный Заказчиком факт нарушений требований п. 6.1.36 проекта контракта Генподрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 20 000 рублей (Двадцати тысяч рублей).
Вместе с тем, размер штрафа, указанный в пункте 12.7 проекта контракта, не предусмотрен Правилами определения неустойки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте контракта документации об Аукционе соответствующий требованиям Правил определения неустойки порядок определения пени, штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, установивших размер штрафа в виде 20 000 рублей за каждый зафиксированный Заказчиком факт нарушений требований пункта 6.1.36 проекта контракта, не предусмотренный положениями Закона о контрактной системе и Правилами определения неустойки, нарушают части 7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено (ПРИМЕР):
По позиции N 18 "Смеси бетонные тяжелого бетона, тип 1" Содержание в бетоне отдельных фракций крупного заполнителя 25*_75*".
По позиции N 24 "Смеси бетонные тяжелого бетона, тип 3" Содержание в бетоне отдельных фракций крупного заполнителя (всех используемых) 25*_75*".
По позиции N 36 "Раствор строительный, тип" Максимальный процент содержания золы- уноса в растворной смеси от массы цемента [20]".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки установлено, в том числе: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам в действующей редакции:
- ГОСТ: 1508 (п.11.15); 14918 (п.14); 9128 (п.28); 10178 (п.20); 12730.5, 7473, 26633, 10178 (п. 18,21,24,35); 28013 (п.36,39); 24709 (п.4); 31416 (п.8); 530 (п.25); 8267 (п.29); 13840 (п.37); 5781 (п.22,42); Р 52575 (п.41); 10704, 3262 (п. 2); 8509 (п.13,16,23); 18599 (п.12,17,26); 31996, 22483 (п.19,31); 8736 (п.10); 8020, РК-2201-82 (п.6); Р 52373 (п.1); 3634 (п.38); 2584 (п.3); 6787 (п.33); 8639 (п.5); 31015 (п.32); 3826 (п.7); 125 (п.34); 6323 (п.27); ТУ-5718-003-04000633-2006 или эквивалент (п.30)".
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
9. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно установили диапазонные значения технических характеристик товаров, используемых при выполнении работ, которые по определению являются конкретными, как например, по позиции "Сталь угловая равнополочная" показатель "Толщина полки", "Масса 1 м уголка", "Ширина полки", что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции N 13 "Сталь угловая" установлено: "Толщина полки: 3.6*_5.3* мм; Масса 1 м уголка 2.00*_3.07* кг; Ширина полки 34*_41*".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования по характеристикам товаров установлены в виде предельных диапазонных значений с целью последующей проверки соответствия заявленных характеристик материалов, используемых при производстве работ. Также, установленные диапазонные значения полностью соответствуют требованиям, предъявляемым нормативной документацией.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
10. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно установили к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, нестандартные показатели, которые не установлены в ГОСТ, как например по позиции "Смеси бетонные тяжелого бетона" показатель "Количество цемента в бетонной смеси".
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции N 17 "Смеси бетонные тяжелого бетона" установлено: "Количество цемента в бетонной смеси 150 кг/м3".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что технические характеристики товаров, используемых при выполнении работ, содержащиеся в форме "Требования к товарам" документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика и соответствуют требованиям, предъявляемым нормативной документацией.
На заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
11. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик товара, не соответствующие ГОСТ, а именно в позициях 8, 16, 14, 29, 5, 21, 41.
1) По позиции 8 "Трубы асбестоцементные безнапорные" установлен показатель "Отклонение по наружному диаметру применяемой трубы" не соответствующий требования ГОСТ 31416-2009, которому должен соответствовать товар.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе в том числе установлено:
По позиции 8 "Трубы асбестоцементные безнапорные" ГОСТ 31416-2009 - "Отклонение по наружному диаметру применяемой трубы 208_226* мм. Условное обозначение БНТ".
Согласно Таблице 1 ГОСТ 31416-2009 отклонение по наружному диаметру трубы с условным обозначением БНТ: + - 4,0 мм.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки по позиции 8 "Трубы асбестоцементные безнапорные" по показателю "Отклонение по наружному диаметру" указать значение, соответствующее ГОСТ, а именно + - 4,0 мм.
2) По позиции 16 "Сталь угловая равнополочная, тип 2" установлен показатель "Предельные отклонения по ширине полки - нижнее, Предельные отклонения по толщине полки -нижнее", не соответствующий требованиям ГОСТ 8509-93, которому должен соответствовать товар.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 16 "Сталь угловая равнополочная, тип 2" ГОСТ 8509-93 - "Предельные отклонения по ширине полки: нижнее -1.0 мм. Предельные отклонения по толщине полки: нижнее
-0,5. мм Номер уголка 4,5;5".
Согласно Таблице 2 ГОСТ 8509-93 Предельные отклонения по ширине полки для номера уголка 5: +- 1,5 мм для номера уголка 4,5: +- 1,0 мм.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе участник закупки может указать любое значение отклонения - 1 мм., например - 5,5 мм, которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ, в соответствии с которым значение данного показателя соответствует значению +- 1,5 мм..
3) По позиции 14 "Сталь, оцинкованная" установлены показатели "Категория по способности к вытяжке стали" и "Группа по назначению стали", не соответствующие требованиям ГОСТ 14918-80, которому должен соответствовать товар.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 14 "Сталь, оцинкованная" ГОСТ 14918-80 - "Категория по способности к вытяжке стали Н; Г; ВГ; не нормируется. Группа по назначению стали ХШ, ОН.
В инструкции по заполнению заявки установлено, что в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
В таблице 1а ГОСТ 14918-80 установлено, что группа ХШ соответствует категории вытяжки Н, Г и ВГ. Группа ОН не нормируется по категории вытяжки.
Таким образом, согласно положениям инструкции документации об Аукционе участник закупки в данной позиции может указать значение "Категория по способности к вытяжке стали" - ВГ и в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе необходимо указать "Группа по назначению стали" - ХШ, ОН, что будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ, в соответствии с которым "Группа по назначению стали" - ОН не соответствует "Категория по способности к вытяжке стали" - ВГ.
4) По позиции 29 "Щебень" установлен показатель "Марка щебня по дробильности", не соответствующий требованиям ГОСТ 8267-93, которому должен соответствовать товар.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 29 "Щебень" ГОСТ 8267-93 установлено - "Марка щебня по дробимости [400_600], Порода щебня изверженная интрузивная; изверженная эффузивная".
В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
В таблице 4 ГОСТ 8267-93 установлено, что марка по дробимости щебня из изверженных пород не может быть менее 600.
Таким образом, согласно положениям инструкции документации об Аукционе, участнику закупки по данной позиции, по техническому показателю "Марка щебня по дробимости" необходимо указать значение, которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ.
5) По позиции 5 "Труба стальная квадратная" установлен показатель "Предельные отклонения по наружному размеру", не соответствующий требованиям ГОСТ 8639-82, которому должен соответствовать товар.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 5 "Труба стальная квадратная" ГОСТ 8639-82 установлено -
"Предельные отклонения по наружному размеру 39.6*_.42.4 мм.".
В таблице 2 ГОСТ 8639-82 установлено, что предел отклонения по наружному размеру + - 0,4 мм.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки по позиции 5 "Труба стальная квадратная" по показателю "Предельное отклонение по наружному диаметру" указать значение, соответствующее ГОСТ, а именно + - 4,0 мм.
6) По позиции 21 "Смеси бетонные тяжелого бетона, тип 2" установлен показатель "Содержание в бетоне отдельных фракций крупного заполнителя (всех используемых)" и показатель "Фракция щебня, используемого в бетоне в качестве крупного заполнителя", не соответствующие требованиям ГОСТ 2633-2015, которому должен соответствовать товар.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 21 "Смеси бетонные тяжелого бетона, тип 2" ГОСТ 8639-82 установлено - Содержание в бетоне отдельных фракций крупного заполнителя (всех используемых) 25*_75* %; Фракция щебня, используемого в бетоне в качестве крупного заполнителя [5*_10*], [>10_20*], [>20_40*]".
В ГОСТ 8639-82 установлено, что содержание в бетоне фракций крупного заполнителя св. 20 до 40 может быть 15-25 %.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки позиции 21 "Смеси бетонные тяжелого бетона, тип 2" по показателю "Содержание в бетоне отдельных фракций крупного заполнителя" указать значение, соответствующее ГОСТ, а именно 15-25 %.
7) По позиции 41 "Краски (эмали) для разметки дорог" установлен показатель "Коэффициент яркости высушенной пленки требуемых цветов красок (эмалей)" и показатель "Условная вязкость красок", но не установлены единицы измерения в соответствии с ГОСТ 52575-2006, которому должен соответствовать товар.
Согласно ГОСТ 52575-2006 показатель "Коэффициент яркости высушенной пленки требуемых цветов красок (эмалей)" имеет единицу измерения "%", а показатель "Условная вязкость красок" имеет единицу измерения "C".
Учитывая изложенное, в позиции 41 "Краски (эмали) для разметки дорог" по показателю "Коэффициент яркости высушенной пленки требуемых цветов красок (эмалей)" и показателю "Условная вязкость красок" не установлены единицы измерения в соответствии с ГОСТ.
8) По позиции 2 "Стойка" установлен показатель "Серия применяемых труб" не соответствующий требованиям ГОСТ 3262-75, ГОСТ 10704-91, которому должен соответствовать товар.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 2 "Стойка" ГОСТ 3262-75, ГОСТ 10704-91 установлено - "Серия применяемых труб Легкая; обыкновенная; тяжелая".
Вместе с тем, тяжелая серия труб по ГОСТ 3262-75, ГОСТ 10704-91 не регламентируется.
На заседании Комиссии, представители заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что по позиции 2 "Стойка" в показателе "Серия применяемых труб" допущена техническая ошибка.
Таким образом, выше указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
12. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе по позиции 14 "Кабель силовой, тип 1" не установлено как необходимо трактовать символ ",", установленный в наименовании показателя.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 19 установлено "Кабель силовой, тип 1".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в наименовании показателя позиции 19 необходимо руководствоваться правилами русского языка.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
12. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе по позиции 33 "Плитка керамическая квадратная неглазурованная" неправомерно не установлены габаритные размеры в отдельных ячейках таблицы, также не установлены размеры "Длина" и "Ширина".
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 33 "Плитка керамическая квадратная неглазурованная" установлено - "Типоразмер 150Х150, 200Х200".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе в том числе установлено, что в случае необходимости указания габаритных размеров требуемого товара в сведениях о товаре заказчиком указываются соответствующие значения требуемого параметра в отдельных ячейках формы, сопровождающиеся словами: длина, высота, ширина, глубина и т.д.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что показатель "Типоразмер 150Х150, 200Х200" определяет одинаковые размеры как для ширины, так и для высоты, что не вводит участника закупки в заблуждение.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
13. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не установлены требования к описанию и представлению в составе заявки на участие в Аукционе сведений в отношении технических характеристик товара, сопровождающихся словами "Допустимы" и "Допустимая", установленных в приложении "Требования к товарам" документации об Аукционе.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 14 "Сталь оцинкованная" установлен показатель "Допустимая глубина сферической лунки".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что значение технических характеристик товара, указанных в форме "Требования к товарам" не сопровождаются словами "Допустимы" и "Допустимая", и данными словами сопровождаются только наименования показателей, которые являются неизменными.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
14. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
14.03.2017 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе, а именно:
"Для товаров "Стойка" Заказчиком установлены требования к показателю "Серия применяемых труб" - "Легкая; обыкновенная; тяжелая". А также соответствие ГОСТ 3262-75, ГОСТ 10704-91, при этом, тяжелая серия труб по данным ГОСТ не регламентируется.
Ответ: "Допущена техническая ошибка, следует читать как усиленная".
Для товаров "Сталь арматурная гладкого профиля" заказчик установил требования к показателю "Масса 1 м профиля всей применяемой стали арматурной" - "0.888; 1.210 кг" и "Номер профиля (диаметр стержня)" - "12,14 мм", а также соответствие ГОСТ 5781-82. В соответствии с инструкцией, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений всех параметров, указанных через данный символ, при этом масса 1 м профиля стали арматурной не может иметь одно значение при двух разных диаметрах стержня арматуры. Каким образом участник закупки должен предоставить свои значения в данном случае?
Ответ: необходимо руководствоваться требованиями Инструкции, заказчика и нормативной документации".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, давших ответ на запрос, который изменяет суть документации об Аукционе, а также не давших ответа по существу, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
15. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 3.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что государственный заказчик производит выплату Генподрядчику авансового платежа на приобретение гранитной плитки, применяемой для устройства мощения тротуаров и проездов, остановочных павильонов нового образца, информационных стелл, кабельных колодцев, деревьев и кустарников в размере _______ (__________) рублей ___ (__________) копеек, в т. ч. НДС 18 % - _______ (______) рублей ____ (_________) копеек.
В пункте 9 приложения "Техническое задание" к документации об Аукционе установлено, что государственный заказчик производит выплату Генподрядчику авансового платежа на приобретение гранитной плитки, применяемой для устройства мощения тротуаров и проездов, остановочных павильонов нового образца, информационных стелл, кабельных колодцев. Размер аванса не должен превышать 10 % от цены контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит выводу о том, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлен конкретный размер авансового платежа.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16. Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10.2.4 проекта контракта документации об Аукционе, обеспечение исполнения генподрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, представленное в форме банковской гарантии, должно отвечать в том числе следующему условию, а именно: максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к одному заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталам) банка не должно превышать 25% (двадцать пять процентов) согласно Инструкции Банка России от 03.12.2012 N139-И "Об обязательных нормативах банков".
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта дополнительные требования к банку, не предусмотренные положениями Законом о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17. Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" подрядчик, исполнитель должен оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Вместе с тем, Комиссия установила, что проект контракта документации об Аукционе не содержит вышеуказанного положения.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18. Комиссией установлено, что согласно решению Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 09.03.2017 по делу N ВП-64/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлены нарушения части 1 статьи 20, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нартекс" обоснованной в части не установления Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе объема привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не правомерного установления в проекте контракта документации об Аукционе требования, согласно которому, если учредителем исполнителя также является юридическое лицо с долей в уставном капитале более 25 процентов, данное юридическое лицо должно документально подтвердить статус субъекта малого предпринимательства, неправомерного установления в проекте контракта требования о представлении отдельного обеспечения гарантийных обязательств, не установления надлежащим образом неустойки, неправомерного установления в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров, установления показателей технических характеристик товара, не соответствующих ГОСТ и Закону о контактной системе, предоставления разъяснении положений документации об Аукционе, с нарушением Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, частей 3, 6, 7 статьи 30, части 13 статьи 34, части 1 статьи 45, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 5 статьи 65, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что материалы по нарушениям Заказчика, Уполномоченного органа в части нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе переданы на основании решения от 09.03.2017 по делу N ВП-64/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
5. Передать материалы от 22.03.2017 по делу N К-201/17 в части нарушения Заказчиком, Уполномоченным органом частей 3, 6, 7 статьи 30, части 13 статьи 34, части 1 статьи 45, части 3 статьи 64, части 5 статьи 65, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2017 г. N К-201-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017