В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 28.02.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 594 859 300 руб.;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявок от участников закупки
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 31.03.2017;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в пункте 6 Приложения N 1 установлено требование о соответствии трубки поливинилхлоридной ГОСТ 17675-87, ГОСТ 19034-82, при этом требование к значению показателя закупаемого товара "предельное отклонение от номинального внутреннего диаметра, мм: не более _0,5" не соответствует значению установленному в ГОСТ 17675-87, ГОСТ 19034-82.
Пунктом 6 Приложения N 1 документации об Аукционе установлено требование к закупаемому товару: "Трубка поливинилхлоридная ГОСТ 17675-87, ГОСТ 19034-82. Номинальный внутренний диаметр, мм 6,0-10,0. Предельное отклонение от номинального внутреннего диаметра, мм не более 0,5".
Комиссией установлено, что в ГОСТ 17675-87, ГОСТ 19034-82 по показателю "предельное отклонение от номинального внутреннего диаметра, мм" для трубок с номинальным внутренним диаметром 6,0-10,0 мм указано значение "+ 0,50 - 0,40".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчиком 23.03.2017 на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе, в которых Заказчиком указано: "Допущена опечатка, "Предельное отклонение от номинального внутреннего диаметра, мм - +0,5 - 0,4".
Также, согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые требования к размерам телевизора: в Приложении N 1 - "до 739x438x50", в проектной документации - "745x442x69", к глубине шкафа - "45 мм", к наличию/отсутствию разъемов для наушников и микрофона комплекта клавиатура + мышь: в Приложении N 1 - наличие, в проектной документации - отсутствие, что не позволяет заполнить заявку надлежащим образом.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчиком 23.03.2017 на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе, в которых Заказчиком указано: "Требование "размеры телевизора без подставки до 739x438x50" внесены ошибочно, в разных источниках информации указаны разные размеры, уточненная производителем телевизора информация: до 745x442x69 мм; допущена опечатка, "Требование о наличии разъемов для наушников и микрофона на клавиатуре внесено ошибочно"; допущена техническая ошибка, следует читать 450 мм".
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в пункте 6 Приложения N 1 установлены противоречивые требования к закупаемому товару, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также, Комиссией установлено, что в Приложении N 1 установлены излишние требования к товарам:
"пункт 5. Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем ГОСТ 16214-86: Предельное отклонение от толщины ленты, мм Не более 0,05, Предельное отклонение от ширины ленты, мм Не более
3,0, Прочность при растяжении*, МПа (кгс/см2) Не менее 13,7 (140), Относительное удлинение при разрыве*, % не менее 190, Температура хрупкости*, °С не выше минус 30, Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С*, Омсм Не менее 11012, Липкость*, с не менее 50;
пункт 66. Грунтовка ГОСТ 25129-82: Условная вязкость при (20,00,5) °С по вискозиметру ВЗ-4*, с не менее 45, Степень разбавления грунтовки растворителем*, % не более 20, Массовая доля нелетучих веществ, % 54
60, Степень перетира*, мкм не более 40, Время высыхания до степени 3*: - при (105
5) °С, мин не более 35, - при (20
2) °С, не более 24, Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1*, см не менее 50, Адгезия пленки*, баллы не более 1".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя проектная документация содержит указания на товарные знаки, наименования производителей, так например: "датчик параметров окружающей среды Eaton Environmental Monitoring Probe ePDU Connectivity Device, завод-изготовитель "Eaton"; часы вторичные цифровые внутренней установки с высотой символа 10 см СВР-05-4В100, завод-изготовитель "СВР"; ленточная библиотека Ultrium 1760 1U SAS Rack Mount, Ultrium 1760 Г011162, завод-изготовитель "HP"; шкаф монтажный HP 42U 1075mm i-Series Pallet Rack К0701029958, завод-изготовитель "HP"; ноутбук, завод-изготовитель "Asus". В описание объекта закупки включены слова "или эквивалент". При этом проектная документация не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
В пункте 2 раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Разделе "Требования к товарам".
Комиссией установлено, что требования к закупаемым товарам установлены в Приложении N 1, в том числе в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям к таким товарам. Также в Приложении N 1 установлено следующее: "в случае, если в документации об аукционе в электронной форме содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, в отношении вышеуказанных знаков следует читать "или эквивалент".
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что участникам закупки в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать информацию и сведения о предлагаемых к поставке товаров, соответствующие требования к таким товарам, установленным в Приложении N 1.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на запросы о разъяснениях положений документации об Аукционе направлены соответствующие требованиям Закона о контрактной системе ответы.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что 23.03.2017 Заказчиком дан ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе N 750528 от 21.03.2017 "(ответ)коррект", в котором сообщает следующее: "Вопрос 3. Допущена опечатка, "Предельное отклонение от номинального внутреннего диаметра, мм - +0,5 - 0,4"; Вопрос 10. Требование о наличии разъемов для наушников и микрофона на клавиатуре внесено ошибочно; Вопрос 11. Требование "размеры телевизора без подставки до 739x438x50" внесены ошибочно, в разных источниках информации указаны разные размеры, уточненная производителем телевизора информация: до 745x442x69 мм; Вопрос 12. Допущена техническая ошибка, следует читать 450 мм".
Таким образом, размещенный Заказчиком 23.03.2017 на Официальном сайте ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе изменяет суть документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, в которой указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Подпунктом 4 пункта 14 технического задания документации об Аукционе установлено: "Ознакомиться с проектной документацией на создание узла специальной связи ВПП Ростов (Южный) можно у Государственного заказчика в порядке, установленном действующим законодательством, регламентирующим работу с документами, составляющими государственную тайну, по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 18, стр. 1".
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что часть проектной документации содержит сведения, составляющие государственную тайну и соответственно не размещена на Официальном сайте.
Также, на заседании Комиссии установлено, что в составе документации об Аукционе, размещенной на Официальном сайте, отсутствуют локальные сметы.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектную документацию в полном объеме, влекут за собой невозможность формирования участником закупки заявки на участие в Аукционе, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В пункте 14 части II "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона о наличии действующего свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией на следующие виды работ (на сумму не менее цены контракта): работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством о допуске к которому должен обладать участник закупки, что не позволяет предоставить в составе заявки на участие в Аукционе надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Также, в пункте 14 части II "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона о наличии действующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлена степень секретности сведений, лицензией о разрешении к которой должен обладать участник закупки, что не позволяет предоставить в составе заявки на участие в Аукционе надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом указанные требования к участникам закупки, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что в предмет торгов включены строительно-монтажные работы, поставка оборудования и пусконаладочные работы.
Согласно извещению о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 594 859 300 руб.
При этом в соответствии с частью V "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе стоимость оборудования составляет 430 тыс. руб., строительно-монтажные работы - 51 тыс. руб., пусконаладочные работы - 27 тыс. руб.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки (один лот) включена поставка оборудования и выполнение работ, технологически и функционально не связанного с поставленным оборудованием, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магелан" обоснованной в части установления противоречивых требований к закупаемым товарам, размещения на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, не размещения на Официальном сайте проектно-сметной документации в полном объеме.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 31.03.2017 N КГОЗ-049/17, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 31.03.2017 N КГОЗ-049/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 марта 2017 г. N КГОЗ-047/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017