На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение
ООО "Скорость" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Ярославской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля (номер извещения 0171200001917000291) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Разъяснения положений документации об Аукционе изменяют ее суть.
2. Требования к значению показателей "Толщина" товара "Доски обрезные хвойных пород" и "Наименьший диаметр головки" товара "Гвозди строительные круглого сечения с конической головкой", установленные в документации об Аукционе, противоречат требованиям ГОСТ.
3. В документации об Аукционе по позициям 9, 12, 14, 16 Приложения N 2 установлены требования к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 883 217 080 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом даны разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В пункте 3 разъяснения положений документации об Аукционе от 17.03.2017 N РД 1 (далее - Разъяснение) содержится запрос на разъяснение в отношении возможности указания значения показателя "растягивающее усилие" товара "Кабель оптический" равным 9 кН.
Согласно ответу Заказчика, Уполномоченного органа, содержащемуся в Разъяснении, участник Аукциона вправе указать значение показателя "Растягивающее усилие - 9кН" товара "Кабель оптический".
Пунктом 34 Приложения N 2 к Разделу 1 "Информационная карта" документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлено, в том числе следующее требование к товару "Кабель оптический": "Растягивающее усилие - В диапазоне от 4,0 до 9,0 кН".
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее требование: "В случае когда в столбце "Наименование показателя" присутствуют слова "диапазон" или "интервал", и требуемое значение сопровождается предлогами "от" и "до", в заявке необходимо указать сведения о показателе, выраженные диапазоном значений, включающим крайние значения, сопровождающиеся предлогами "от" и "до"".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что разъяснение положений документации об Аукционе в отношении показателя "Растягивающее усилие" товара "Кабель оптический" изменяют суть документации.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей "Толщина" товара "Доски обрезные хвойных пород" и "Наименьший диаметр головки" товара "Гвозди строительные круглого сечения с конической головкой", противоречащие ГОСТ.
Пунктом 74 Приложения N 2 установлены, в том числе следующие характеристики товара "Доски обрезные хвойных пород": "Толщина - 44 - 75 мм; Ширина - 100 - 150 мм".
В пункте 21 Таблицы N 1 ГОСТ 18288-87 установлено следующее: "Доска - Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к значению показателя "Толщина" товара "Доски обрезные хвойных пород", установленные в документации об Аукционе, противоречат требованиям ГОСТ 18288-87, так как при указании участником закупки максимального значения толщины доски, установленного в документации об Аукционе, а именно: 75 мм, значение показателя "ширина" в соответствии с требованиями ГОСТ 18288-87 должна превысить 150 мм, что не соответствует требованиям документации об Аукционе к значению показателя "Ширина", а именно: 100 - 150 мм.
Пунктом 88 Приложения N 2 установлены, в том числе следующие требования к товару "Гвозди строительные круглого сечения с конической головкой": "Наименьший диаметр головки - Не менее 3,5; Условный диаметр стержня - Должен быть 1,8".
Пунктом 1 ГОСТ 4028-63 установлено: "Конструкция и размеры строительных гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт. 2, 3, 4 и в табл. 2".
В таблице N 2 ГОСТ 4028-63 установлено, в том числе следующее: Условный диаметр стержня, d: 1,8; Наименьший диаметр головки, D: 3, 5.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования к значению показателя "Наименьший диаметр головки" товара "Гвозди строительные круглого сечения с конической головкой", содержащиеся в документации об Аукционе, вводят участников закупки в заблуждение, поскольку позволяют указать значения показателя несоответствующие требованиям ГОСТ 4028-63.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе требования к товарам "Гвозди строительные круглого сечения с конической головкой", "Доски обрезные хвойных пород", противоречащие ГОСТ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по позициям 9, 12, 14, 16 Приложения N 2 установлены требования к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 2 установлены, в том числе следующие характеристики товаров (примеры): "9. Раствор готовый кладочный тяжелый: Предел прочности цемента при сжатии (возраст 28 суток), Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, Массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе, Предел прочности цемента при изгибе (возраст 28 суток), Содержание в песке глины в комках; 12. Смесь асфальтобетонная горячая: Величина остаточной пористости; Предел прочности при сжатии (при температуре +20°С); Предел прочности при сжатии (при температуре +50°С); 14. Эмаль: Условная вязкость по вискозиметру типа BЗ-246 с диаметром сопла 4 мм (при температуре +20_0,5°С), Укрывистость высушенной пленки; 16. Бетон тяжелый: Содержание в щебне зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, Предел прочности цемента при изгибе (возраст 28 суток), Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, Содержание в песке глины в комках, Содержание в щебне зерен слабых пород, Предел прочности цемента при сжатии (возраст 28 суток)".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 29.03.2017 по делу N К-225/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в объединении в один объект закупки выполнения работ по ремонту автомобильных дорог, расположенных в разных районах города и не связанных между собой, установлении в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также установлении в проекте контракта документации об Аукционе требования о письменном согласовании с Заказчиком привлекаемых исполнителем субподрядных организаций.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок на основании решения от 29.03.2017 по делу N К-225/17 выдано предписание об аннулировании Аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного орган нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N К-225/17 от 29.03.2017, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 29.03.2017 N К-225/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
4. Передать материалы дела от 04.04.2017 N ВП-99/17 в части нарушений, указанных в пунктах 1,2 настоящего решения соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2017 г. N ВП-99-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017