Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ИТЦ "Чистая Земля" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Арбитражного суда Северо-Кавказского округа (далее - Аукционная комиссия), Арбитражного суда Северо-Кавказского округа (далее Заказчик) при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту зданий (система отопления) (номер извещения 0118100007517000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, Заказчика:
1. Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
2. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации о правомерности установления требований о наличии в составе заявки Методики проведения пуско-наладочных работ новых и реконструированных тепловых энергоустановок, а также свидетельств, выданных Национальным агентством контроля сварки.
В письменных возражениях Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 14.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 330 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона -24.03.2017;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе принято неправомерно решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе в связи с непредоставлением копии действующего свидетельства о допуске на виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта на строительные работы, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": п. 15.2 "Устройство и демонтаж системы отопления", п. 24.12 "Пусконаладочные работы комплексной наладки систем" (далее - Свидетельство СРО в отношении видов работ), копии Методики проведения пуско-наладочных работ новых и реконструированных тепловых энергоустановок, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору "Ростехнадзор" (далее - Методика проведения пуско-наладочных работ), копии Свидетельства НАКС об аттестации сварочного оборудования в соответствии с требованиями РД 03-614-03, а также копии Свидетельства НАКС об аттестации организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03 (далее - Свидетельства НАКС).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27.03.2017 N 0118100007517000018-3 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в связи с непредставлением:
"- копии действующего свидетельства о допуске на виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта на строительные работы, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": п. 15.2 "Устройство и демонтаж системы отопления", п. 24.12 "Пусконаладочные работы комплексной наладки систем;
- копии Методики проведения пуско-наладочных работ новых и реконструированных тепловых энергоустановок, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору "Ростехнадзор" (далее - Методика проведения пуско-наладочных работ);
- копии Свидетельства НАКС об аттестации сварочного оборудования в соответствии с требованиями РД 03-614-03;
- копии Свидетельства НАКС об аттестации организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03".
Пунктом 32 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе установлены, в том числе требования к содержанию второй части заявки о наличии Свидетельства СРО в отношении видов работ, Методики проведения пуско-наладочных работ, Свидетельств НАКС.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624) утвержден перечень работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В разделе III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, в том числе, содержатся такие работы как:
"15.2. Устройство и демонтаж системы отопления <*>";
"24.12 Пусконаладочные работы комплексной наладки систем<*>";
"<*> Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно извещению о проведении Аукциона, техническому заданию документации об Аукционе, письменным возражениям Заказчика объектом закупки является выполнение текущего ремонта зданий (система отопления).
Кроме того, представитель Заказчика на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что здание Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, расположенный по адресу Рашпилевская ул., д. 4 и 5 относится к особо опасным и технически сложным объектам и зарегистрирован в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Вместе с тем, документацией об Аукционе установлено, в том числе, требование к составу второй части заявки о наличии Методики проведения пуско-наладочных работ, а также Свидетельств НАКС.
При этом на заседании Комиссии не представлено информации, подтверждающей основания и необходимость установления требований о предоставлении в составе заявок Методики проведения пуско-наладочных работ, а также Свидетельств НАКС, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что требования о предоставлении указанных документов от участника Аукциона являются избыточными.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе свидетельства СРО в отношении видов работ, Методики проведения пуско-наладочных работ, Свидетельств НАКС является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что Заказчиком в документации неправомерно установлено требование о предоставлении документов во второй части заявки участников закупки, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя, что нарушает часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации о правомерности установления требований о наличии Методики проведения пуско-наладочных работ, а также Свидетельств НАКС.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 21.03.2017. Вместе с тем, жалоба на положения документации об Аукционе направлена Заявителем в Краснодарское УФАС 28.03.2017, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе. Таким образом, довод Заявителя на положения документации Комиссией не рассматривается.
3. При проведении внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе от 16.03.2017 NРД1, от 16.03.2017 NРД2, от 16.03.2017 NРД3 с указанием предмета запроса по вопросу порядка установления требований о наличии копий свидетельств НАКС, а также о наличии копии Методики проведения пуско-наладочных работ.
В ответах на разъяснения N РД1, N РД2, N РД3 Заказчик проинформировал участника, ссылаясь на недействующее Законодательство Российской Федерации, а именно на Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 11.06.2003 N 88 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов", в связи с чем ответ по существу не дан.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные в ЕИС 16.03.2017, изменяют положения документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 44 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Дата начала предоставления разъяснений- с момента размещения извещения и документации.
Дата окончания срока предоставления разъяснений - не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
На основании изложенного установлено, что документация об Аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия установила, что документация об Аукционе, извещение об осуществлении закупки не содержат ограничений к участникам Аукциона, предусмотренных Постановлением N 1457.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривающие, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также условие о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 32 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе:
- "идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона";
- "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;
Вместе с тем, пунктами 1 и 2 Приложения N 1 к информационной карте документации об Аукционе установлено, в том числе следующее:
- "идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона";
- "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона".
Кроме того, согласно пункту 13.5 Раздела I.1 документации об Аукционе, пункту 33 Информационной карты документации об Аукционе, рекомендуемой формы Декларации соответствия документации об Аукционе не установлены требования к участникам закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также условие о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащим образом требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, составу второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инженерный технический центр "Чистая Земля" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2017 г. N K-245-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017