На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "НовоСтрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления судебного департамента в Ростовской области (далее - Заказчик), при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (номер извещения 0158100010117000118) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Техническом задании документации об Аукционе по позиции 24 "Щебень" содержатся избыточные требования.
2. В Техническом задании документации об Аукционе содержатся требования к товарам, противоречащие проектно-сметной документации.
Заказчик в письменном возражении от 04.04.2017 N УСД7/1275 не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 03.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 27 577 689,54 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 27.03.2017;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 21 621 115,50 рублей;
8) победителем Аукциона признано ООО "Лира" с предложением о цене контракта 21 621 115,50 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу Заявителя по позиции 24 Технического задания документации об Аукционе "Щебень" содержится в том числе следующий показатель: "Группа щебня любая по ГОСТ 8267-93". При этом, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования по позиции 24 "Щебень", ввиду не указания в документации на группу щебня.
Заказчик в письменных возражениях пояснил, что согласно ГОСТ 8267-93 щебень подразделяется на пять групп, при этом участник закупки вправе предложить любую из пяти групп щебня по ГОСТ 8267-93, что не ограничивает участников закупки при указании конкретных показателей по позиции 24 "Щебень".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный показатель по позиция 24 "Щебень" не ограничивает участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Кроме того, по мнению Заявителя в Техническом задании документации об Аукционе содержатся требования к товарам, противоречащие проектно-сметной документации.
Заказчик в письменных возражениях пояснил, что в проектно-сметной документации приведены конкретные требования. При этом сведения о таких материалах носят расчетно-информационных характер и зависят от периодичности обновления базы данных материалов специализированного программного обеспечения типа "Гранд-Смета".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что установление вышеуказанных требований ограничивает количество участников закупки и препятствует подаче надлежащим образом оформленной заявки.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе: "Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства")".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в составе заявок участников закупки содержатся свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктами 69, 72, 73 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам "Радиатор отопления", "Настенная сплит-система", "Тепловая завеса": "Габаритные размеры 540-550х80-85х960_5; размеры внутреннего блока не более 720х250х200; габаритные размеры не более 2000x250x220".
При этом инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить какая из величин соответствует длине, ширине или высоте.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что инструкция устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления указанных товаров такие, например, как по позициям 4, 11, 19, 24: "По физико-механическим свойствам плиты должны соответствовать следующим требованиям: плотность не более 30 кг/м3; теплопроводность при +25°С не более 0,042 Вт/(м·°C); водопоглощение при полном погружении не более 2,0% по объему; временное сопротивление разрыву sВ, Н/мм2(кгс/мм2), 590-1230 (60-125); относительное удлинение d5,%, 6-14; максимальная кривизна сторон не более 0,25%; максимальная косоугольность не более 0,2-0,5%; максимальная кривизна поверхности 0,1-0,6%; водопоглощение не более 0,1%; предел прочности при изгибе более 50 МПа; твердость по шкале Мооса не менее 5-7 ед.; потеря массы при испытании, не более 45%" и другие.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На заседании Комиссии также установлено, что пункт 3.2.7 инструкции документации об Аукционе содержит требование, согласно которому в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указывать наименование страны происхождения товаров в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. При этом Законом о контрактной системе вышеуказанное требование не предусмотрено.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также установившего в инструкции документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
5. В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 10 Информационной карты документации об Аукционе, в том числе установлено требование к содержанию второй части заявки: "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99, а именно отсутствует условие о том, что копия акта (актов) выполненных работ, должны содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Кроме того, в пункте 1.6.3. документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 Информационной карты документации об Аукционе, в том числе установлено требование к содержанию второй части заявки: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 1.6.3. и пунктом 1.6.5. (при наличии таких требований) или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 2-6 пункта 1.6.3. документации".
Вместе с тем, подпунктом 2 пункта 3.2.4. документации об Аукционе установлено следующее требование к содержанию второй части заявки: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 1.6.3. и пунктом 1.6.5. (при наличии таких требований) или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 2-7 пункта 1.6.3. документации".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в разных разделах документации содержатся противоречивые требования к составу вторых частей заявок участников закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что у участников закупки в составе вторых частей заявок представлены документы, соответствующие требованиям Постановления N 99, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки единым требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 05.04.2017 по делу N ВП-100/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2017 г. N ВП-101-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017