Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Единый информационно-расчетный центр города Москвы" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по модернизации системы коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды путём установки новых узлов учёта коммунальных ресурсов (по отоплению, отопительной вентиляции и горячему водоснабжению) и ввода их в эксплуатацию (номер извещения 0173200001417000081) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, объединивших в один объект закупки выполнение работ на несвязанных между собой объектах.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 16.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 999 693, 40 рубля;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 04.04.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение работ на несвязанных между собой объектах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе объектом закупки является выполнение комплекса работ по модернизации системы коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды путём установки новых узлов учёта коммунальных ресурсов (по отоплению, отопительной вентиляции и горячему водоснабжению) и ввода их в эксплуатацию.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено:
"Выполнение указанного комплекса работ проводится иждивением Подрядчика (из его материалов, его силами и средствами) на 2580 (двух тысячах пятьсот восьмидесяти) объектах работ.
Количество объектов работ с разбивкой по административным округам:
Округ Количество объектов работ
ВАО 328
ЗАО 558
ЗелАО 106
САО 932
СВАО 134
СЗАО 28
ЦАО 5
ЮАО 166
ЮВАО 36
ЮЗАО 287
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе подрядчику по контракту необходимо производить работы по установке новых узлов учета тепловой энергии взамен изношенных и вышедших из строя на 2580 объектах, адресный перечень объектов указывается в заявках Заказчика, направляемых Заказчиком подрядчику. При этом, основным признаком включения адреса в программу замены узлов учета тепловой энергии является срок службы и физическое состояние узла учета.
Вместе с тем, Заявителем явка на заседание Комиссии не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. При проведении внеплановой проверки установлено.
В соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта в "Общей смете" в пункте 2 "Строительно-монтажные работы" и пункте 3 "Прочие (в т.ч. пуско-наладочные работы, обследование, сопутствующие работы)" содержится указание на локальные сметы N 1-24 на монтаж узлов учета тепловой энергии. При этом основанием для составления указанных смет является ведомость объемов работ и материалов.
В соответствии с пунктом 4.8 Технического задания документации об Аукционе "подрядчик, не позднее 3-х (трех) месяцев с момента направления Заказчиком плана-графика выполнения работ, направляет Заказчику сводный расчет стоимости поставляемого оборудования, материалов и выполняемых работ по Контракту с указанием их стоимости для каждого Объекта работ".
Согласно пункту 4 Технического задания документации об Аукционе, подрядчику, в том числе, необходимо выполнить следующие этапы работ: "по итогам обследования, по каждому объекту работ (до начала строительно-монтажных работ) подрядчиком оформляется комплект технической документации, необходимой для организации учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды с использованием приборов учета. Разработка, оформление и необходимое согласование (до начала строительно-монтажных работ) комплекта технической документации, необходимой для организации учета тепловой энергии, теплоносителя по каждому объекту работ. Выполнение строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с разработанной подрядчиком и согласованной с Заказчиком, РСО и потребителем технической документацией". При этом, подрядчику необходимо разработать конкретный сметный расчет на каждый объект.
Пунктом 5.16 Технического задания документации об Аукционе установлено: "При изготовлении рабочей документации на организацию учёта тепловой энергии необходимо руководствоваться альбомом типовых решений узлов учёта, предоставленным Заказчиком, требованиями Правил и технической документации на средства измерений, требованиями ГОСТов и СНиПов".
Кроме того, пунктом 7 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Монтаж УСПД проводится согласно Типовому проекту, предоставленному заказчиком. Ознакомиться с данными документами можно в ГБУ "Единый информационный расчетный центр города Москвы" по адресу: г. Москва, Шоссе Энтузиастов, дом 21, строение 2. Тел. (495) 276-24-85 доб. 133".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные локальные сметы N 1-24, ведомости объемов работ и материалов, альбом типовых решений узлов учета и типовой проект, согласно которому должен производиться монтаж УСПД, не размещены Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), в связи с чем у участников закупки отсутствует возможность ознакомления с документами, необходимыми для выполнения работ.
На заседании Комиссии представители Заказчика подтвердили, что вышеуказанные документы не размещены в Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС.
Комиссия приходит к выводу, что из положений документации об Аукционе не представляется возможным определить конкретную спецификацию и технические характеристики узлов учета, что приводит к невозможности участников закупки определить объем закупаемых товаров, работ, услуг, предъявляемые к ним функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, и сформировать предложение о цене контракта в отношении объекта закупки, поскольку подрядчику перед началом выполнения работ сначала необходимо разработать рабочую документацию (проект).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе объем, подлежащих выполнению работ, а также не разместивших в ЕИС в полном объеме документацию, необходимую для выполнения работ, не соответствуют части 1 статьи 33, пункту 2 части 42 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что документация об Аукционе не позволяет определить конкретную спецификацию и технические характеристики узлов учета, объем, подлежащих выполнению работ, Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
3. В Техническом задании документации об Аукционе установлены требования о соответствии товаров, применяемых при выполнении работ, в том числе, недействующим ГОСТ, так например ГОСТ 14254-96 "(МЭК 529-89). Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требования о соответствии товаров, применяемых при выполнении работ, недействующим ГОСТ нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835), обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835, обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно части 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
На заседании Комиссии установлено, что в разделе "Разъяснение положений документации об Аукционе" извещения о проведения закупки Заказчиком, Уполномоченным органом опубликовано разъяснение о том, что в связи с технической ошибкой работы ЕИС второй этап общественных обсуждений закупки будет проводится на "Портале поставщиков" (http://forum.zakupki.mos.ru).
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку второй этап общественных обсуждений фактически был проведен.
5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N 1466) установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 5.4.10 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Подрядчик обязан Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 25 % от цены Контракта, что составляет ______________ (________________________) рублей ____ копеек".
Комиссия приходит к выводу, что указанные положения проекта контракта не позволяют однозначно установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в пункте 7.7.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "За невыполнение обязанности, предусмотренной п. 5.4.10 Контракта, Подрядчик выплачивает штраф в размере, указанном в п. 7.8. настоящего Контракта. *Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Вместе с тем, в пункте 7.8. проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Стороны настоящего Контракта освобождаются от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажут, что просрочка исполнения соответствующего обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что пункт 7.8 проекта контракта документации об Аукционе не содержит размер штрафа, указанный в пункте 7.7.3 проекта контракта документации об Аукционе.
Кроме того, Комиссия установила, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит положений, предусмотренных Постановлением Правительства N 1466.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 6, 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В пункте 5.4.10 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Подрядчиком Контракта с субподрядчиком Подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию о всех субподрядчиках, заключивших Контракт или Контракты с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более десяти процентов Цены контракта (в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность подрядчика" предоставлять заказчику дополнительную информацию)".
Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлен срок, в течение которого поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставлять заказчику информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В пункте 9.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "9.1. Принять к сведению, что Подрядчик внес обеспечение исполнения Контракта на сумму __________ (___________) рублей ___ копеек, что составляет 10% от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме _________________ (УКАЗЫВАЕТСЯ ФОРМА, В КОТОРОЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ)".
Вместе с тем, частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае если участником закупки предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, то участником закупки должно быть предоставлено обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона.
Вместе с тем, проект контракта документации об Аукционе не содержит положений о возможности применения антидемпинговых мер при предоставлении участником закупки обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона содержится информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Извещением о проведении Аукциона установлено: "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - 293 календарных дней с момента заключения контракта".
Пунктом 4 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что период выполнения работ составляет с 1 до 293 календарных дней с момента заключения контракта.
Вместе с тем, в пункте 3.1 проекта контракта, Техническом задании документации об Аукционе установлено, что начальный срок выполнения работ по контракту - с даты заключения контракта. Конечный срок выполнения работ - 29.12.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что правильный срок выполнения работ установлен в проекте контракта и Техническом задании документации об Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что Заказчиком 16.03.2017 в 8:11 в ЕИС размещено извещение о проведении Аукциона, вместе с тем, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 31.03.2017 08:00.
Таким образом, установленный в документации об Аукционе срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, сокративших срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе содержит, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении Аукциона установлено: "преимущества не установлены".
Вместе с тем, пунктом 12.3 документации об Аукционе установлено следующее: "Преимущества предоставляются при осуществлении закупок: Установлено. Субъекты малого предпринимательства (предоставляются при условии соответствия статье 30 Федерального закона). Социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
На заседании Комиссии установлено, что проведение Аукционе не осуществляется только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем, в документации об Аукционе содержится противоречивая информация в отношении предоставления преимуществ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Пунктом 17.2 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Подрядчик должен соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе по наличию свидетельства СРО с перечнем разрешенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Вместе с тем, в требованиях к участникам Аукциона, указанным в Информационной карте документации об Аукционе, не установлено требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Пунктом 5.2 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Комплекс работ должен выполняться организациями, имеющими соответствующие допуски и разрешения, состоящими в СРО и имеющими договор страхования своей деятельности (при необходимости), в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624. (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", в том числе: - "п.4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения"; - "п.4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации".
Комиссия приходит к выводу, что из положений документации об Аукционе не возможно однозначно определить, свидетельство о допуске к какому виду или видам работ, выданное саморегулируемой организацией, необходимо иметь участнику закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в Информационной карте документации об Аукционе содержится требование к участнику Аукциона о предоставлении во второй части заявки документа, подтверждающего наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, с учетом отсутствия указания на то, какое именно свидетельство и на выполнение каких видов работ необходимо представить участнику.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки является выполнение комплекса работ по модернизации системы коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды путём установки новых узлов учёта коммунальных ресурсов (по отоплению, отопительной вентиляции и горячему водоснабжению) и ввода их в эксплуатацию.
Вместе с тем, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения контракта не предусмотрены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Таким образом, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ, подлежащих в выполнению в рамках исполнения контракта, не применяется.
Вместе с тем, пунктом 15 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки , а именно: Лот N 1: Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение аналогичных работ <*> (п.1.1. Технического задания), за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом, стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (п.2 Приложения N1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99). *Требуется наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в неправомерном установлении дополнительного требования к участникам закупки нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 6, 7 статьи 30, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, части 24 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 63, пункта 5 части 5 статьи 63, части 5 статьи 63, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.04.2017 N К-246/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2017 г. N К-246-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2017