Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2017 г. N КГОЗ-051/17 РЕШЕНИЕ N КГОЗ-051/17
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
07.04.2017 |
Москва |
Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобуООО "СпецХимМаш"(далее - Заявитель) на действияМинистерства обороны Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставкухимического источника тока для маяков, навигационных знаков и морских буев (номер извещения 0173100004516001633) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступилажалоба Заявителяна действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего требования к участникам закупки, ограничивающие количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 15.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 39 999 984,84 руб.;
3) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
4) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком установлены требованияо наличии у участника закупки действующей лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6135), выданной уполномоченным органом, а также действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно", выданной уполномоченным органом, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом "а" раздела 15 "Требования к участникам электронного аукциона" документации об Аукционе установленыследующие требования:
- наличии действующей лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6135), выданной уполномоченным органом (далее - Лицензия N 1);
- наличие действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно", выданной уполномоченным органом (далее - Лицензия N 2).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, ремонтом, утилизацией и реализацией вооружения и военной техники, подлежит лицензированию.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что химический источника тока (батарея) "Борей-Л500" относится к вооружению и военной технике. Также указанная закупка осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1480-58 "О государственном оборонном заказе на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1480-58). Постановлением N 1480-58 разрешена закупка химических источников тока для маяков, навигационных знаков и морских буев по документации литеры О1.По результатам межведомственных испытаний закупаемый товар является самостоятельным образцом военной техники, так как в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 51540-2005 создан по решению и техническому заданию государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначен для выполнения задач в соответствии с его назначением самостоятельно и имеет присвоенное в установленном порядке обозначение.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требованиео наличии у участников закупки Лицензии N 1 Заказчиком установлено в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о наличии действующей лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6135), выданной уполномоченным органом, соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили о том, что проектом государственного контракта предусмотрено, что поставщик кроме поставки закупаемого товара обязан обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при сдаче-приемке товара и в течение гарантийного срока. Также, в пункте 3.6 проекта государственного контракта установлено: "Заказчик, при необходимости, передает Поставщику в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях реализации Контракта сведения, составляющие государственную тайну".
Комиссия приходит к выводу, чтоЗаказчиком не определены случаи, при которых необходима лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также не предоставлено сведений, подтверждающих необходимость осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно", выданной уполномоченным органом, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии); наименование страны происхождения товара, предлагаемого для поставки.
Пунктом 1.2 раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено следующее: "Участник закупки в первой части заявки должен указать в соответствии с требованиями части 3 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ конкретные показатели товара (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара), соответствующие значениям, установленным в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе".
При этом в пункте 2.1 "Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики Товара" раздела 2 приложения N 2 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару: "Поставляемые химические источники тока (батареи) "Борей-Л500" должны соответствовать техническим условиям ЖШИЦ.563261.006ТУ и габаритному чертежу ЖШИЦ.563261.006 ГЧ. Поставляемый Товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), российского происхождения".
Вместе с тем, указанные в пункте 2.1 раздела 2 приложения N 2 к документации об Аукционе требования к товару не являются показателями товара, по которым участникам закупки в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные значения для определения соответствия товара требованиям документации об Аукционе.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет определить, какие именно показатели являются конкретными показателями, и, соответственно, подлежат указанию участниками закупки в своих заявках.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 статьи 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецХимМаш" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2017 г. N КГОЗ-051/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017