Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия Комитета государственного заказа Вологодской области (далее - Уполномоченный орган), Казенного учреждения Вологодской области "Управление автомобильных дорог вологодской области" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Бабушкинского, Великоустюгского, Верховажского, Вологодского, Грязовецкого, Кич-Городецкого, Междуреченского, Никольского, Нюксенского, Сокольского, Сямженского, Тарногского, Тотемского, Харовского районов Вологодской области (номер извещения 0130200002417000451) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Уполномоченным органом, Заказчиком, неправомерно объединены в один объект закупки работы по содержанию автомобильных дорог в 14 несвязанных между собой районах Вологодской области, что ограничивает количество участников закупки. Кроме того, по мнению Заявителя документация об Аукционе не содержит конкретных видов и объемов работ.
2. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
3. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к оформлению и форме заявки на участие в Аукционе.
4. В инструкции по заполнению заявки, содержащяйся в документации об Аукционе, не установлен порядок указания в заявке на участие в Аукционе показателей товаров, сопровождающихся словами "не более", "не менее", "не выше", с применением символа "-".
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 06.04.2017. Комиссией в целях полного, всестороннего рассмотрения жалобы, на основании пункта 3.32 Административного регламента, объявлен перерыв до 07.04.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 712 110 880 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 20.04.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком, неправомерно объединены в один объект закупки работы по содержанию автомобильных дорог в 14 несвязанных между собой районах Вологодской области, что ограничивает количество участников закупки. Кроме того, по мнению Заявителя документация об Аукционе не содержит конкретных видов и объемов работ.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно положениям документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в следующих районах Вологодской области: Бабушкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вологодский, Грязовецкий, Кич-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Харовский.
В разделе II документации об Аукционе установлено описание объекта закупки и Техническое задание на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в объект закупки включены работы по содержанию функционально и технологически связанных между собой автомобильных дорог общего пользования, находящихся на востоке Вологодской области.
При этом, при формировании объекта закупки Заказчик, Уполномоченный орган руководствовались территориальным расположением дорог, безопасностью и бесперебойностью движения на автомобильных дорогах, технологическим процессом и спецификой выполнения данного вида работ, экономической целесообразностью.
При этом, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представлены сведения, согласно которым при формировании лотов учтены расположения железнодорожных станций и карьеров для обеспечения выполнения работ.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в разделе II документации об Аукционе, в Техническом задании установлен перечень и объем работ, которые необходимо выполнить по государственному контракту.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям" документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции 2 "Песок строительный" - "Массовая доля в песке зерен крупностью свыше 10 мм не более 5 %. ГОСТ 8736-2014".
Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8736-2014 приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной сменной пробы песков, отобранной в соответствии с ГОСТ 8735-88. При приемочной комиссии, в том числе определяется зерновой состав.
По позиции 3 "Отсев дробления щебня (гравия)" - "Допустимое содержание зерен крупностью более 10 мм в песке из отсева дробления не более 5 %. ГОСТ 31424-2010".
Согласно пункту 5.4 ГОСТ 31424-2010 зерновой состав определяется путем проведения испытания изготовителем.
По позиции 6 "Песчано-гравийная смесь (ПГС)" - "Наибольшая крупность зерен гравия в природной ПГС не менее 10 мм. и не более 70 мм. ГОСТ 23735-2014".
Согласно пункту 5.4 ГОСТ 23735-2014 зерновой состав определяется путем проведения изготовителем испытания.
По позиции 7 "Щебеночно-гравийно-песчаная смесь (ЩГПС)" - "Наибольший размер зерен в смеси 5 -120 мм. ГОСТ 25607-2009".
Согласно пункту 5.4 ГОСТ 25607-2009 зерновой состав определяется путем проведения испытания изготовителем.
По позиции 11 "Мастика изоляционная" - "Глубина проникновения иглы при 25 ° С 40-15 %. ГОСТ 15836-79".
Согласно пункту 3.3 ГОСТ 15836-79 глубина проникновения иглы определяется путем проведения испытания изготовителем.
По позиции 16 "Микростеклашарики" - "Максимально допустимое содержание дефектных микростеклошариков 20 %. ГОСТ Р 53172-2008".
Согласно ГОСТ Р 53172-2008 показатель дефектных микростеклошариков является компонентным составом материалов и определятся путем проведения испытания изготовителем.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, Уполномоченный орган устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе, ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к оформлению и форме заявки на участие в Аукционе, в части того, что указание сведений о товаре к товарному знаку, либо знаку обслуживания, либо фирменному наименованию, либо патенту, либо полезной модели, либо промышленному образцу, либо наименованию страны происхождения товара, должно позволять идентифицировать принадлежность каждого из указываемых сведений и каждое перечисленное указание должно содержаться в отдельной строке (графе, пункте, столбце, ячейке).
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В подпункте 5 пункта 26 Информационной карты документации об Аукционе в редакции от 30.03.2017 установлено: "Указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, в случаях, установленных Законом и требованиями к содержанию первой части заявки на участие в аукционе, должно осуществляться следующим способом.
Каждое перечисленное указание должно содержаться в отдельной строке (графе, пункте, столбце, ячейке) с пояснением (названием), сообщающем о характере указываемых сведений.
Каждое перечисленное указание должно позволять идентифицировать принадлежность каждого из указываемых сведений о товаре к товарному знаку, либо знаку обслуживания, либо фирменному наименованию, либо патенту, либо полезной модели, либо промышленному образцу, либо наименованию страны происхождения товара.
Указание сведений без возможности их отнесения к одной из перечисленных в предыдущем абзаце группе сведений о товаре, может быть расценено как предоставление недостоверных сведений в отношении товара и послужить причиной отклонения заявки на участие в аукционе".
В документации об Аукционе в редакции от 05.04.2017 данное положение не установлено.
Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данное положение, установленное в документации об Аукционе в редакции от 30.03.2017, носит рекомендательный характер и не является требованием к оформлению и форме заявки на участие в Аукционе. Кроме того, в документации об Аукционе в редакции от 05.04.2017 данное положение отсутствует.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в и инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе не установлен порядок указания в заявке на участие в Аукционе показателей товара, сопровождающихся словами "не более", "не менее", "не выше", с применением символа "-".
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе. В разделе "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям" документации об Аукционе установлено, что показатели характеристик товара сопровождающиеся словами "не более", "не менее", "не выше", с применением символа "-" не могут изменяться, то есть указываются участниками закупки в заявке на участие в Аукционе без изменений.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835 обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно пункту 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что второй этап общественных обсуждений проведен на сайте vologda-portal.ru.
Учитывая изложенное, поскольку второй этап общественных обсуждений не был размещен в специализированном разделе информации о закупке включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесений товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99)к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В подпункте 8.3 пункта 17 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка".
В подпункте 2.2 пункта 25 Информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к документам, предоставляемым во второй части заявки: копию:
-исполненного контракта (договора);
-акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
-разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объектом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, которые не относятся к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Учитывая, что работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.
Указанная позиция подтверждается Решением Верховного Суда N АКПИ16-574 от 22.08.2016, согласно которому положение пункта 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" обоснованной в части в установления Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерного требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.04.2017 по делу N К-264/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2017 г. N К-264-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017