Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ХольцГранХолдинг" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств визуальной коммуникации и геральдики и флажной продукции (номер извещения 0348100021717000049) (далее - А укцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В пунктах 6, 11 Технического задания документации об Аукционе установлены противоречивые сроки в части замены дефектного товара.
2. В документации об Аукционе установлены ненадлежащие положения в части приемки товара.
3. В пункте 11 Технического задания документации об Аукционе установлен ненадлежащий гарантийный срок на поставляемый в рамках государственного контракта товар.
4. В документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики.
5. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее обоснование начальной максимальной цены контракта.
6. В Проекте государственного контракта документации об Аукционе установлен ненадлежащий срок оплаты за оказанные услуги в рамках государственного контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 497 208,33 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 17.04.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в пунктах 6, 11 Технического задания документации об Аукционе установлены противоречивые сроки в части замены дефектного товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 6 "Порядок сдачи и приемки Товара" Технического задания документации об Аукционе установлено, что при обнаружении дефектного или неисправного товара, поставщик обязан заменить дефектный товар новым в течение 2 рабочих дней с даты получения уведомления Заказчика.
Пунктом 11 "Гарантии качества Товара" Технического задания документации об Аукционе установлено, что при обнаружении в пределах гарантийного срока в поставленном товаре дефектов поставщик обязан заменить такую продукцию в течение 15 рабочих дней с даты обнаружения дефектов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что обжалуемые Заявителем положения не противоречат друг другу, поскольку пункт 6 Технического задания документации об Аукционе предусматривает замену дефектного товара в период исполнения контракта, а пункт 11 Технического задания документации об Аукционе предусматривает замену поставленного товара во время гарантийного срока.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В документации об Аукционе установлены ненадлежащие положения в части приемки товара.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с пунктом 5.3 Технического задания документации об Аукционе установлено, что монтаж поставленного товара осуществляется в течение 3 календарных дней с момента подписания сторонами сводного акта приема-передачи товара, указанного в пункте 6 настоящего технического задания Поставщик осуществляет монтаж поставленного Товара.
Пунктом 6 Технического задания "Порядок сдачи и приемки Товара" документации об Аукционе установлено: "После проведения монтажа поставленного Товара Поставщик передает Заказчику акт приема-передачи Товара в трех экземплярах. Заказчик в случае отсутствия замечаний в день получения акта приема-передачи Товара подписывает и один экземпляр акта приема-передачи Товара передает Поставщику".
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что в документация об Аукционе содержит ненадлежащие положения в части приемки поставленного товара, поскольку в соответствии с положениями документации об Аукционе монтаж поставленного товара осуществляется в течении трех дней с момента подписания акта-приемки передачи, который подписывается после монтажа поставленного товара.
Указанные действия нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком 07.04.2017 внесены изменения в положения документации об Аукционе, в соответствии с которыми монтаж поставленного товара осуществляется в течении 3 календарных дней с момента поставки товара.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком самостоятельно устранена техническая ошибка.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 11 Технического задания документации об Аукционе установлен ненадлежащий гарантийный срок на поставляемый в рамках государственного контракта товар.
Согласно пункту 11 "Гарантии качества Товара" Технического задания документации об Аукционе на весь товар должна быть предоставлена гарантия не менее 12 месяцев, что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не предоставляется возможным определить начало гарантийного срока.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 1 статьи 471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинается с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, при этом иные положения не предусмотрены.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относятся, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе в рамках государственного контракта необходимо осуществить поставку средств визуальной коммуникации и геральдики и флажной продукции, следовательно, требования, предусмотренные Постановлением Правительства N 1457 к участникам Аукционе не применяются.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком допущена техническая ошибка, в результате которой Заказчиком в документации о Аукционе установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановлением
Правительства N 1457.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании комиссии представитель Заказчика дополнительно пояснил, что Заказчиком 07.04.2017 внесены изменения в положения документации об Аукционе, в соответствии с которыми Заказчиком исключено требование к участникам закупки о запрете на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства N 1457.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком самостоятельно устранена техническая ошибка.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом осуществлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком в Проекте государственного контракта документации об Аукционе установлен ненадлежащий срок оплаты за оказанные услуги.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта
не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе установлено, что закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в пункте 3.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержится, в том числе следующее: "Оплата по Государственному контракту производится Государственным заказчиком по статье бюджетного финансирования на данный вид поставок после исполнения всех обязательств Поставщиком по поставке Товара Государственному заказчику, на основании представленных Поставщиком товарных накладных, и актов приема-передачи Товара, которые должны быть подписаны Поставщиком и представителем Государственного заказчика (администратором суда), счета, счета-фактуры, в течение 120 (ста двадцати) календарных дней с момента поступления указанных платежных документов в адрес Государственного заказчика".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком допущена ошибка в части указания сроков оплаты, в связи с чем, Заказчиком 07.04.2017 внесены изменения в положения документации об Аукционе, в соответствии с которыми Заказчиком установлены сроки оплаты с возможностью отсрочки платежа до 30 дней с даты подписания сторонами итогового акта оказанных услуг, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом порядок оплаты выполнения работ по контракту, нарушают часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссии приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком самостоятельно устранена техническая ошибка.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ХольцГранХолдинг" обоснованной в части ненадлежащего срока оплаты, в части неправомерного требования к участникам закупки о запрете на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики, в части ненадлежащих положений о приемке товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе Заказчиком устранены, предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 10.04.2017 по делу N К-298/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2017 г. N К-298-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017