Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Программный Продукт" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на Развитие Информационной системы автоматизации контрольной (надзорной) деятельности за образовательными организациями (ИС АКНД ОО) - подсистемы ГИС надзора с учетом перехода на риск-ориентированную модель (номер извещения 0173100003117000018) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно присвоившей высокую оценку сведениям заявки победителя Конкурса ООО "Простой.Ру", поскольку участником Конкурса ООО "Простой.Ру" в составе совей заявки представлены договоры, не соответствующие условиям показателя "Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Показатель).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) победителем Конкурса признано ООО "Простой.Ру" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 22 110 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
По Показателю оценивается подтвержденный успешный опыт выполнения по созданию и/или развитию и/или сопровождению информационных систем, предназначенных для решения задач федерального уровня в сфере контроля и надзора за образовательными организациями и/или оценки качества образования за период с 2014 по 2016 годы в рамках исполнения контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По мнению Заявителя, условиям оценки вышеуказанного показателя из 21 представленного договора (контракта) соответствуют только 4 договора (контракта).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно представленной Заказчиком заявке Победителя Конкурса содержатся, в том числе договоры, которые соответствуют условиям Показателя и не подлежат размещению в ЕИС.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка не обеспечена, а также не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.
2. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В разделе V Конкурсной документации предусмотрены формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе, для заполнения которых в пункте 24.4 Конкурсной документации предусмотрены правила указания соответствующих сведений, например следующие:
"Участник должен представить сведения о предлагаемых условиях исполнения государственного контракта в виде заполненных форм, приведенных в разделе V "Формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе" Конкурсной документации (кроме сведений о квалификации Участника закупки), с учетом следующих требований: В столбце 4 "Инструментарии" Участник закупки должен указать сведения о качестве предлагаемых работ (услуг), соответствующие каждому виду работ (услуг), указанному в столбце 2 данной Формы, в соответствии с содержанием понятия "Инструментарий", указанным в пункте 16.1 Информационной карты ИУЗ.
Не указание "Инструментария" и/или указание хотя бы одного "Инструментария", который противоречит требованиям Конкурсной документации, в том числе требованиям к работам (услугам), влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе".
Вместе с тем, согласно порядку оценки по показателю "Инструментарий" критерия ""Качество работ (услуг)" оценивается "наибольшее относительное число "Инструментариев", которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации, присваивается максимальное значение (50).
"Инструментарий" признается соответствующим требованиям Конкурсной документации и участвует в оценке при соблюдении следующих условий (рассматриваются сведения, указанные участником закупки в приложении N 2 к Форме 2):
1) должно содержаться краткое описание "Инструментария", в том числе его применимость при выполнении работ (оказании услуг) по Государственному контракту;
2) должна быть отражена практическая значимость и рациональность "Инструментария" применительно к выполнению работ (оказанию услуг) по Государственному контракту;
3) предложенный "Инструментарий" должен способствовать улучшению результата выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе содержит единые правила как в отношении обязательного для указания сведений о предложении участника закупки в отношении объекта закупки, так в и отношении указания сведений для целей оценки, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Также, Комиссией не представляется возможным определить объективные критерии признания сведений участника закупки в отношении "Инструментариев" как не соответствующих положениям Конкурсной документации.
Кроме того, Комиссией установлено, что для надлежащего заполнения формы "Предложение о цене государственного контракта" участнику следует учесть подробные правила, не относимые к цене контракта, в числе которых участнику закупки в своей заявке необходимо указать номера этапов, наименования этапов в строгом соответствии c требованиями Раздела IV. Заказ на выполнение работ (оказание услуг).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе содержит излишние требования о необходимости указания (оформления) участниками закупки сведений, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку исключительно на указанном основании заявки участников закупки не признавались несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ""Программный Продукт" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 10.04.2017 по делу N К - 266/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2017 г. N К-266-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017