Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Алентекс" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), при проведении Аукционной комиссией, Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку вещевого имущества (номер извещения 0173100004817000014) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 083 453 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 10.04.2017;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 06.04.2017 N 0173100004817000014-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что заявка Заявителя не соответствует требованиям, установленным документацией об Аукционе в пункте 2.3 раздела 1, а именно не представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Пунктом 2.3 раздела 1 документации об Аукционе установлено: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара"
В Техническом задании документации об Аукционе установлено следующее:
1 "Перчатки диэлектрические, ГОСТ 12.4.252-2013 (размеры перчаток (п. 5.1.2), показатели качества средств индивидуальной защиты рук (п. 5.4), соответствие качественным требованиям ГОСТ 12.4.183 (п. 7), маркировка и информация, предоставляемая изготовителем (п. 9))";
2 "Перчатки бытовые резиновые (латексные), тип 1, ГОСТ 12.4.252-2013 (размеры перчаток (п. 5.1.2), соответствие качественным требованиям ГОСТ 12.4.183 (п. 7), маркировка и информация, предоставляемая изготовителем (п. 9))";
3 "Перчатки латексные неопудренные (для пищевых продуктов), тип 2, ГОСТ 12.4.252-2013 (размеры перчаток (п. 5.1.2), показатели качества средств индивидуальной защиты рук (п. 5.4), соответствие качественным требованиям ГОСТ 12.4.183 (п. 7), маркировка и информация, предоставляемая изготовителем (п. 9))";
4 "Перчатки кислотощелочестойкие, тип 1, ГОСТ 12.4.252-2013 (размеры перчаток (п. 5.1.2), показатели качества средств индивидуальной защиты рук (п. 5.4), соответствие качественным требованиям ГОСТ 12.4.183 (п. 7), маркировка и информация, предоставляемая изготовителем (п. 9))".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит в том числе, следующее:
1 "Перчатки диэлектрические. ГОСТ 12.4.252-2013";
2 "Перчатки бытовые резиновые (латексные), тип 1 ГОСТ 12.4.252-2013";
3 "Перчатки латексные неопудренные (для пищевых продуктов), тип 2. ГОСТ 12.4.252-2013";
4 "Перчатки латексные неопудренные (для пищевых продуктов), тип 2. ГОСТ 12.4.252-2013", что соответствует требованиям Технического задания документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при заполнения заявки Заявителю следовало указать конкретные показатели, из пунктов 5.1.2, 5.4, 7, 9 ГОСТ 12.4.252-2013. В связи с тем, что данные конкретные показатели Заявителем и участником с порядковым номером "2" не указаны, данные заявки были признаны несоответствующими требованиям, установленным в документации об Аукционе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что инструкция не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках.
Инструкция по заполнению заявок не содержит положения, согласно которым участникам следует непосредственно указать в заявке конкретные показатели из пунктов 5.1.2, 5.4, 7, 9 ГОСТ 12.4.252-2013.
Более того, например, в пункте 5.1.2 ГОСТ 12.4.252-2013 установлены размеры перчаток. На вопрос Комиссии, о том какие именно размеры необходимы Заказчику, представители Заказчика пояснили, что необходим весь размерный ряд, не конкретизирую его количество каждого размера.
Кроме того, в пункте 5.4 ГОСТ 12.4.252-2013 установлено требование к перчаткам диэлектрическим: "Диэлектрические свойства (ток утечки при заданном напряжении), мА, не более 9,0".
Также, в пункте 7 ГОСТ 12.4.252-2013 установлено требование: "Помимо указанных выше показателей качества перчаток, определяемых на изделиях в целом, должны устанавливаться показатели качества, характеризующие основные защитные свойства материалов, из которых они изготовлены. В зависимости от назначения перчаток и использованных материалов требования к показателям качества и методы их определения должны соответствовать ГОСТ 12.4.183"
Для того, чтобы указать конкретные значения в соответствии с ГОСТ 12.4.252-2013, ГОСТ 12.4.183 необходимо проводить испытания, которые невозможны на этапе подачи заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участнику закупки с порядковым номером заявки "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Пунктом 8.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "За нарушение срока поставки товара по Контракту, указанного в спецификации, а также замены товара ненадлежащего качества Поставщик уплачивает Покупателю пеню. Размер пени рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена Контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Поставщиком обязательства по Контракту, определяемая на основании товарной накладной (N ТОРГ-12) или универсального передаточного документа (УПД);
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
С = СЦБ х ДП,
где:
СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени"
Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе в формуле расчета пени не установлена нижняя граница, которая определяется в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 2.2.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Привлекать к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц). Приоритетное право на привлечение Поставщиком к выполнению Контракта в качестве соисполнителей (третьих лиц) предоставляется лицам, имеющим систему менеджмента качества, созданную и функционирующую согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов".
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Алентекс" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 13.04.2017 по делу N К - 307/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2017 г. N К-307-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017