На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Антол-Авто" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Аукционная комиссия), при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Управлением судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств (номер извещения 0172100008117000037) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000 рублей;
3) цена за единицу измерения - 78 347 877,87 рублей.
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 10.04.2017;
7) победителем Аукциона признано ООО "Нева-Комплект" с минимальным предложением о цене контракта 2 500 000 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.03.2017 N 0172100008117000037-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "5" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участник закупки не предоставил информацию о товарных знаках предлагаемых им для поставки товаров.
На заседании Комиссии установлено, что в заявке Заявителя, представленной представителем Заказчика, по позиции "Шина летняя" не указана информация о товарном знаке.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что по мнению Аукционной комиссии, в соответствии с ГОСТ 4754-97 на рынке не существуют автомобильные шины без указания товарного знака.
Вместе с тем, в документации об Аукционе не установлено требование о соответствии товара указанному ГОСТ и представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих, что на рынке не существуют автомобильные шины без указания товарного знака, а также, что в отношении предложенного Заявителем товара, товарный знак наличествует.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.03.2017 N0172100008117000037-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "4" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участник закупки не предоставил информацию о конкретной модели летней шины.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, поскольку, участник закупки с порядковым номером заявки "4" предложил к поставке летние шины "Сontinental", но не предоставил информацию о модели летней шины.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что в первой части заявки на участие в Аукционе указывается товарный знак только при его наличии, а также, что представление в заявке сведений о моделях, марки товара не является обязательным в соответствии с требованиями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, действия Аукционной комиссии неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю и участнику закупки с порядковым номером заявки "4" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона наряду указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В разделе III "Описание объекта закупки" Техническое задание документации об Аукционе установлено:
"Работы по техническому обслуживанию, ремонту автотранспортных средств оказываются в соответствии с техническими условиями, установленными производителем для соответствующих марок автомобилей, с использованием оригинальных, качественных сертифицированных запасных частей и расходных материалов, по письменной заявке "Заказчика" на станцию технического обслуживания или по согласованию с представителем Заказчика по телефону. Установка неоригинальных деталей допускается только с согласия представителя Заказчика.
Оригинальные детали, не вошедшие в перечень запасных частей, устанавливаются на автомобили с учетом обоснованной цены от дилера за единицу товара, с учетом коэффициента понижения на электронном аукционе".
В Приложении N 1 к документации об Аукционе установлен перечень применяемых запасных частей для ремонта и обслуживания автомобилей марки FORD, также установлена цена за единицу детали и код детали.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в случае отсутствия в наличии у исполнителя оригинальных запасных частей, исполнитель по согласованию с Заказчиком вправе установить на автомобиль иную неоригинальную деталь, не вошедшую в список применяемых запасных частей установленный в Приложении N 1 к документации об Аукционе. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в случае выпуска производителем новой с иным кодом (обновленной) версии детали из списка, установленного в Приложении N 1 к документации об Аукционе, исполнителю необходимо в ходе исполнения обязательств по контракту установить на автомобиль такую деталь с учетом обоснованной цены от дилера за единицу товара, с учетом коэффициента понижения на электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что документации об Аукционе неправомерно содержит положения о возможности закупки товаров, работ услуг, не предусмотренных документацией об Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В разделе III "Описание объекта закупки" Техническое задание документации об Аукционе установлено:
"Исполнитель обязан иметь не менее 5 (пяти) подъемников; 2 (две) ямы для проведения слесарных работ и проверки ходовой части; пост компьютерной диагностики; пост для проведения ремонта электрооборудования; проверки геометрии подвески (развал-схождение); место для ремонта двигателя; камеру для проведения малярных, лакокрасочных работ; место для проведения жестяно-сварочных работ; место для проведения арматурных работ; место для проведения шиномонтажа, ремонта колес и их балансировки; место для мойки автомобиля, моторного отсека, уборки кузова".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе установлены требования к наличию у исполнителя производственных мощностей, технологического оборудования.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 перечня Постановления Правительства N 1457, к таким услугам относится, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе, объектом закупки является оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
Комиссия установила, что документация об Аукционе, извещение об осуществлении закупки не содержат ограничений к участникам Аукциона, предусмотренных Постановлением Правительства N 1457.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Кроме того, представитель Заказчика также пояснил, что документация об Аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя, в связи с тем, что информация, указывающая на невозможность участниками закупки направить запрос на разъяснение положений документации об Аукционе, на заседании Комиссии не представлена.
6. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией установлено, что проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В подпункте 1 пункта 17 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: "Наличие лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений)".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе, объектом закупки является оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данное требование, может являться технической ошибкой.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 5 статьи 63, части 3 статьи 33, части 13 статьи 34, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 13.04.2017 по делу N ВП-116/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2017 г. N ВП-116-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017