Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2017 г. N КГОЗ-066/17 РЕШЕНИЕ N КГОЗ-066/17
по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
18.04.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Специализированное тоннельное строительство"(далее - Заявитель) на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области(далее - Заказчик)при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки)электронного аукциона на выполнение реконструкции (строительства) объекта капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области"(номер извещения 0157100004417000017)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчикапри проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившегов документации об Аукционе требования к составу первой части заявки с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведенииАукциона, документацией обАукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 23.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 65 750 050 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 14.04.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 17.04.2017;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, в связи с чем на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определена информация, которую должна содержать первая часть заявки на участие в Аукционе.
Так, например, содержание первой части заявки на участие в Аукционе определяется в зависимости от объекта закупки, а также от того, указан ли в документации об Аукционе товарный знак или иные средства индивидуализации.
29.03.2017 на Официальном сайте размещены изменения положений документации об Аукционе (далее - Изменения).
В пункте 9.2 документации об Аукционе с учетом Изменений установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, согласно которому первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
"1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в приложении N 1 к техническому заданию)".
Кроме того, в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе с учетом Изменений отсутствуют значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии с которыми необходимо заполнить заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании комиссии представителиЗаказчика пояснили, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать только согласие участника такого Аукциона на выполнение работ.
Комиссия приходит к выводу, что в пункте 9.2 документации об Аукционе с учетом Изменений установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе таким образом, что участнику Аукциона не представляется возможным установить, что именно необходимо представить в составе первой части заявки на участие в Аукционе, что не позволяет заполнить первую части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчиком в пункте 6.2 раздела 6 документации об Аукционе установлено, что "любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе, начиная с даты размещения извещения в ЕИС".
В соответствии с пунктом 6.3 раздела 6 документации об Аукционе с учетом Изменений установлено, что: "В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснение положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (по 10.04.2017)".
Согласно изложенному, документация об Аукционе с учетом Изменений не содержит дату начала предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции административного здания.
При этом Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, размещенном на Официальном сайте, установлены требования к участникам Аукциона, в том числе: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлено в извещении о проведении Аукционатребование о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 документации об Аукционе с учетом Изменений установлено требование к участникам Аукциона о наличиисвидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией на следующие виды работ:"3, 3.7, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 7, 7.1, 7.2, 7.3, 10, 10.1, 12, 12.5, 12.8, 12.9, 12.10, 12.12, 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 17, 17.1, 17.3, 17.4, 17.7, 18, 18.1, 18.3, 18.4, 18.5, 20, 20.2, 20.12".
В качестве альтернативного варианта:Головной исполнитель обязан предоставить свидетельство на право выполнения следующих видов работ, согласно "Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утверждённого Министерством регионального развития Российской Федерации приказом от 30 декабря 2009 г. N 624: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)": 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Исходя из установленного Заказчиком в пункте 2.2 раздела 2 документации об Аукционе с учетом Изменений требования, в составе заявки на участие в Аукционе участниками закупки может быть предоставлено свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генподрядчиком) или исключительно свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие видам работ, предусмотренным документацией об Аукционе, что не соответствует требованиям части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе с учетом Изменений надлежащим образом требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушаютпункт 6 части 5 статьи 63, часть 3статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требованияк содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015
N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб. устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки такому дополнительному требованию Постановления N 99 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2016 N 1185) являются: "копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В подпункте 5 пункта 9.3 раздела 9 документации об Аукционе с учетом Изменений установлено что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: "копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе с учетом Изменений с нарушением положений
Постановления N 99 указан перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в своих заявках на участие в Аукционе для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N 99, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3, 4 настоящего решения, содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированное тоннельное строительство" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 63,пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 3статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 18.04.2017 N КГОЗ-067/17, по настоящему решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 18.04.2017 N КГОЗ-067/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2017 г. N КГОЗ-066/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017