Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ДИДЖИТАЛ ДИЗАЙН ИТ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентство водных ресурсов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на техническую поддержку системы электронного документооборота Федерального агентства водных ресурсов и обеспечение соответствия ее функциональности требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации в части обмена документами в электронном виде (номер извещения 0173100010117000023) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик установил в документации об Аукционе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование об установки платформы "TESSA" в систему электронного документооборота Заказчика.
Представители Заказчика согласились в части первого довода Заявителя, в части второго довод Заявителя сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 800 000 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 27.04.2017.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
При этом, в разделе III "Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
"ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ:
1. Партнерский статус Syntellect Tessa Участника (B1):
Оцениваемый показатель Значение показателя Баллы
Вид партнерского статуса TESSA Нет (в том числе статус "Дистрибьютор") 0
Партнер (в том числе с дополнительным статусом "Спутник") 10
Сертифицированный партнер (в том числе с дополнительным статусом "Спутник") 20
Партнер-эксперт (в том числе с дополнительным статусом "Спутник") 40
Оценка проводится на основании копии сертификата партнера Syntellect Tessa, выданного Участнику. Сертификат должен быть действующим не менее трех месяцев с момент подачи заявки Участником.
Дистрибьютор - компания-партнер, которая имеет право на распространение лицензий СЭД TESSA, но не занимается выполнением проектов внедрения.
Спутник - компания-партнер, которая не занимается внедрением других систем электронного документооборота, кроме системы TESSA
2. Наличие сертификатов Syntellect Tessa у сотрудников Участника, подтверждающих их квалификацию в области разработки и настройки решений на платформе Tessa - сертификат "Установка и администрирование платформы Tessa"; "Разработка решений на платформе Tessa" (B2):
Оцениваемый показатель Значение показателя Баллы
Количество сертификатов у сотрудников Участника в области разработки и настройки решений на платформе Tessa Нет 0
До 5 (включительно) 10
От 5 до 10 (включительно) 20
Свыше 10 40
Оценка проводится на основании копий сертификатов.
3. Срок существования Участника на рынке (В3):
Оцениваемый показатель Значение показателя Баллы
Срок существования Участника на рынке
До 1 года (включительно) 0
От 1 года до 3 лет (включительно) 10
От 3 лет и более 20
Оценка критерия осуществляется на основании данных выписки из ЕГРЮЛ Участника.
Примечание:
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса", определяется на основании данных, представленных Участником размещения заказа в заявке и неотъемлемых приложениях к заявке на участие в конкурсе.
Для оценки заявок по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса" (R2i) каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса" составляет 100 баллов.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса", определяется как сумма оценок в баллах всех показателей, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса", определяется по формуле:
R2i = B1i + B2i +B3i
где:
R2i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса";
BJi - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по оцениваемому J-показателю (B1i, B2i и B3i).
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса", умножается на соответствующую указанному критерию значимость - коэффициент весомости критерия R2i х К2i
К2i - значимость критерия "Опыт и квалификация участника конкурса"
При оценке заявок по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке на участие в конкурсе, содержащей лучшее предложение по наличию партнерского статуса, количеству специализированных сертификатов сотрудников и сроку существования на рынке.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок не соответствующий требованиям Правил, а именно пункту 8 Правил, поскольку не установлен в Конкурсной документации критерий оценки "Цена контракта", кроме того, в Конкурсной документации не установлен коэффициент значимости показателей, кроме того, в Конкурсной документации по каждому критерию оценки не установлена 100-балльная шкала оценки.
Также, Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по критериям, установленным в Конкурсной документации возможна количественная оценка.
Кроме того, в пункте 25 информационной карты Конкурсной документации установлено: "Сведения, подлежащие предоставлению Участниками конкурса для оценки конкурсной комиссии: Предлагаемая участником цена контракта должна содержаться в Заявке на участие в конкурсе. Сведения предоставляются в соответствии с Формой N 2 "Заявка на участие в Конкурсе", приведенной в Разделе IV "Образцы форм и инструкция по оформлению заявок на участие в конкурсе. Государственные контракты (договоры). Сведения могут быть предоставлены в соответствии с Формой N 6 приведенной в Разделе IV "Образцы форм и инструкция по оформлению заявок на участие в конкурсе". Указанные сведения предоставляются в виде копий заключенных и исполненых контрактов с государственными заказчиками с копиями актов выполненных работ, оказанных услуг по этим контрактам. Данные контракты должны быть заключенны не ранее 2015 года, а на момент подачи заявки должны быть исполнены, а также должны соответствовать Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на сумму свыше 100 000 (Ста тысяч) рублей. Участник конкурса должен указать номер реестровой записи каждого приложенного контракта, присвоенного при регистрации контракта на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (на сайте http://www.zakupki.gov.ru). Данные контракты должны быть исполненными в срок и без применения штрафных санкций, а также сумма контракта должна превышать 100 000,00 (Сто тысяч) рублей. Квалификация сотрудников. Сведения могут быть предоставлены в соответствии с Формой N 7 "Квалификация сотрудников", приведенной в Разделе IV "Образцы форм и инструкция по оформлению заявок на участие в конкурсе". В качестве документов, подтверждающих обеспеченность участника указанными специалистами, должны быть предоставлены следующие документы (в совокупности): копии трудовых книжек, копии дипломов о высшем образовании. Участник должен подтвердить наличие специалистов, имеющих все перечисленные документы".
Вместе с тем, в разделе III "Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе" Конкурсной документации установлен иной перечень сведений, подлежащих предоставлению участниками Конкурса для оценки Конкурсной комиссии.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 3.1 "Краткие сведения о СЭД" Технического задания Конкурсной документации установлено: В настоящее время в Федеральном агентстве водных ресурсов используется система электронного документооборота на платформе IBM Notes/Domino (программный продукт "Логика СЭД"), которая реализует функции регистрации и хранения следующих видов документов: "Входящие документы", "Обращения граждан", "Исходящие документы" и "Организационно-распорядительные документы". Также имеются лицензии на платформу "Tessa".
В пункте 4.6.1 "Содержание услуг по развитию СЭД" Технического задания Конкурсной документации установлено: "Развитие функциональных возможностей системы электронного документооборота Росводресурсов должно быть реализовано на платформе TESSA с использованием имеющихся у Росводресурсов соответствующих лицензий на данную платформу, а также инструментов и возможностей данной платформы".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации, исполнителю не требуется установка новой платформы "TESSA" в систему электронного документооборота Заказчика, поскольку данная платформа установлена в системе Заказчика, и у Заказчика имеются лицензии на данную платформу "Tessa".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В подпункте 5 пункта 19 информационно карты документации об Аукционе установлено: "Предложение Участника Конкурса в отношении объекта закупки, содержащееся в заявке на участие в Конкурсе (Раздел IV Форма N 2)".
Вместе с тем, в Форме N 2 "Заявка на участие в Конкурсе" Конкурсной документации не установлен пункт, в соответствии с которым участнику закупки необходимо сделать предложение в отношении объекта закупки. Кроме того, Форма N 2 "Заявка на участие в Конкурсе" не позволяет определить, что должно содержать предложение в отношении объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, как необходимо представить предложение в отношении объекта закупки участниками закупки в Конкурсе Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДИДЖИТАЛ ДИЗАЙН ИТ" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.04.2017 по делу N К-389/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2017 г. N К-389-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2017