Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РЕГИОН-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство водопроводных очистных сооружений, расположенных в пос. Молодежное, на Солнечной ул. (1-й этап) (номер извещения 0572500000117000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Приложении N 8 к Техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 8) ненадлежащим образом установлены требования к товару "Раствор строительный", а именно по показателям "Водоудерживающая способность", "Расслаиваемость свежеприготовленной смеси", а также по показателю "Проектный возраст", противоречащему, по мнению Заявителя, требованиям ГОСТ 28013-98.
2. В пункте 4.2.27 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении Заказчику информации о привлекаемых подрядчиком для выполнения работ по контракту субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 (десять) процентов цены контракта, с указанием их названия, объема работ, к выполнению которых они привлекаются, копии свидетельств, лицензий, разрешений.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 896 201 209,17 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 12.05.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 8 ненадлежащим образом установлены требования к товару "Раствор строительный", а именно по показателям "Водоудерживающая способность", "Расслаиваемость свежеприготовленной смеси", а также по показателю "Проектный возраст", противоречащему, по мнению Заявителя, требованиям ГОСТ 28013-98.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 8 установлены, в том числе следующие требования к товару "Раствор строительный": "Водоудерживающая способность - не менее 90; Расслаиваемость свежеприготовленной смеси - не более 10; Вяжущее раствора - цементное или гипсовое или глиняное или известково-гипсовое; Проектный возраст раствора - не менее 7; ГОСТ 28013-98".
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее: "в случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее", "не ниже
", "
", "не <
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не менее установленного минимального значения показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не менее_", "не ниже
", "
", "не <
"".
В пункте 4.9 ГОСТ 28013-98 установлено: "Нормируемые показатели качества затвердевшего раствора должны быть обеспечены в проектном возрасте. За проектный возраст раствора, если иное не установлено в проектной документации, следует принимать 28 суток для растворов на всех видах, вяжущих, кроме гипсовых и гипсосодержащих. Проектный возраст растворов на гипсовых и гипсосодержащих вяжущих - 7 суток".
Учитывая изложенное, участник закупки, в заявке на участие в Аукционе в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки может указать значение показателя "Проектный возраст" товара "Раствор строительный" не менее 7 суток, в том числе 28 суток в зависимости от вида вяжущего раствора, что не противоречит требованиям ГОСТ 28013-98 и инструкции по заполнению заявки, содержащейся в документации об Аукционе.
В отношении показателей "Водоудерживающая способность" и "Расслаиваемость свежеприготовленной смеси" товара "Раствор строительный" представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные характеристики устанавливаются производителем в качестве стандарта в технических условиях на продукцию, при этом значения таких характеристик не меняются в зависимости от партии товара.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в пункте 4.2.27 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении информации о привлекаемых подрядчиком для выполнения работ по контракту субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 (десять) процентов цены контракта, с указанием их названия, объема работ, к выполнению которых они привлекаются, копии свидетельств, лицензий, разрешений.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В пункте 2 Постановления Правительства от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В пункте 4.2.27 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "В случае привлечения Подрядчиком для выполнения работ по контракту субподрядчиков, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 (десять) процентов цены контракта, предоставить Заказчику информацию о таких субподрядчиках с указанием их названия, объема работ, к выполнению которых они привлекаются, копии свидетельств, лицензий, разрешений в соответствии с пунктом 4.2.29 контракта, с представлением копии договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную Подрядчиком. Указанная в настоящем пункте информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение 10 (десяти) дней с момента заключения им договора с субподрядчиком".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что требование пункта 4.2.27 проекта контракта документации об Аукциона установлено в соответствии с требованиями статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии установлено, что в Информационной карте документации об Аукционе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе: наименование страны происхождения товара указывается участником электронного аукциона в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст. Вместе с тем, Законом о контрактной системе вышеуказанное требование не предусмотрено.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН-СТРОЙ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.04.2017 по делу N К-404/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2017 г. N К-404-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2017