Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Гвардия" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального дорожного агентства (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным дорожным агентством (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на подготовку документально-публицистического фильма о строительстве, реконструкции и содержании федеральных дорог (номер извещения 0173100005717000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии неправомерно применившей порядок оценки по показателям нестоимостных критериев.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 58 900 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 7 участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе -14.04.2017;
7) победителем Конкурса признано ООО "Центр актуальной документалистики" с предложением о цене контракта 51 000 000 рублей;
8) государственный контракт заключен с победителем 25.04.2017.
1. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок:
- "Цена контракта" - значимость критерия: 60 %;
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2) - значимость критерия: 20 %;
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
(далее - Критерий N 3) - значимость критерия: 20 %.
В рамках Критерия N 2 установлен показатель "Качество услуг", в соответствии с которым, установлен следующий порядок оценки:
"Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности предложения о качестве работ (Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе), в котором участник указывает способы исполнения обязательств, предусмотренных п. 8 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации).
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ" (НЦБiQ) определяется в соответствии со следующей шкалой:
Кол-во баллов Содержательная проработанность предложения о качестве работ:
100 баллов. В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в полном объеме, то есть представлено указание способов исполнения всех видов работ, предусмотренных пунктами 8-8.4. Технического задания.
50 баллов. В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено указание способов исполнения не всех видов работ (по одному виду работ не представлено), предусмотренных пунктами 8-8.4. Технического задания.
0 баллов. В составе заявки:
- представлено только полностью скопированное Техническое задание,
или
- представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания,
или
- представлено предложение о качестве работ в виде измененного Технического задания без указания способов исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 8-8.4. Технического задания.
Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество работ".
Также в рамках Критерия N 3 установлены показатели "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявки участников закупки и пояснили, что в составе заявки Заявителя представлено предложение о качестве оказания услуг предусмотренных пунктами 8 - 8.4 Технического задания Конкурсной документации в неполном объеме.
Также представители Заказчика сообщили, что представленные Заявителем в составе заявки документы в качестве квалификации по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не соответствуют условиям оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" нестоимостного Критерия N 3.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен в том числе, показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг", в соответствии с которым, установлен следующий порядок оценки:
"3.2. Показатель N 2: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг".
Лучшим условием исполнения контракта по показателю для заказчика является наибольшее значение показателя.
Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса в штате руководителей и ключевых специалистов, а также специалистов, привлеченных на условиях трудовых и гражданско-правовых договоров, имеющих специальное образование согласно предмету контракта (для руководителей -высшее образование, для специалистов - среднее-специальное, высшее образование) по следующим профессиям: режиссер, кинооператор, режиссер мультимедиа-программ.
Наличие указанных лиц в штате участника конкурса подтверждается копиями приказов о назначении на должность, копиями трудовых (гражданско-правовых) договоров, выписками из штатного расписания (или их копиями), копиями документов об образовании (Приложение N 4 к заявке на участие в конкурсе).
В рамках данного показателя предметом оценки служит количество в штате участника конкурса руководителей и ключевых специалистов, а также специалистов, привлеченных на условиях трудовых и гражданско-правовых договоров".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что с учетом вышеуказанных обстоятельств не представляется возможным установить какие именно ключевые специалисты, и с какими специальностями должны быть представлены в составе заявки участника закупки для оценки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пункте 3.4.1.2 Конкурсной документации установлены в том числе следующие требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе:
"- Предложение о цене контракта, составленное по форме приложения 1 к заявке на участие в конкурсе;
- Предложение о качестве работ, составленное по форме приложения 2 к заявке на участие в конкурсе (требование к описанию участниками закупки предложения в отношении объекта закупки изложено в разделе 3 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" п. 3.6. "Требования к описанию участниками закупки предложения в отношении объекта закупки")".
На заседании Комиссии установлено, что пункт 3.6.2. Конкурсной документации содержит следующие положения:
"Представляемое участником закупки описание должно содержать согласие о выполнении работ, предусмотренных п. 9 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации) и формулировки следующего характера: "Мы обязуемся выполнять работы в соответствии с_", "Выполняемые нами работы будут соответствовать_" и/или иные, позволяющие сделать вывод о том, что работы будут выполняться надлежащего качества и соответствовать установленным требованиям. Не допускается использование следующих оборотов при описании качества выполняемых работ: "Работы должны быть выполнены_" и/или иных абстрактных форм, из существа которых невозможно сделать вывод о том, что работы будут выполнены качественно и соответствовать установленным требованиям. Слова "не более" и "не менее" или аналогичные по содержанию формулировки в предложении о качестве работ, предоставляемой участником закупки, недопустимы".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе не содержит исчерпывающий перечень сведений подлежащий предоставлению участниками закупки в рамках предложения в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения заявок размещен в ЕИС 17.04.2017.
Вместе с тем, в нарушение положений Закона о контрактной системе Заказчиком до истечения десятидневного срока, предусмотренного частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, 25.04.2017 с Победителем заключен государственный контракт N 17717509757 17 000007.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гвардия" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 54,
пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам Конкурса заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 27.04.2017 по делу N К-386/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2017 г. N К-386-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2017