Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2017 г. N П-34/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-34/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
27.04.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Законо контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение Главного контрольного Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации(далее -Заказчик), при проведении:
1. электронного аукциона на проведение работ по дооборудованию ВИП зон воздушных судов Ил-96-300 NN96014, 96017, 96018, 96019 интегрированной цифровой информационно-развлекательной системой (номер извещения 0373100003516000473) (далее - Аукцион N 1),
2. запроса котировок на профессиональное обучение и аттестацию сотрудников К по Н и АТОП по противообледенительной обработке ВС (номер извещения0373100003516000315) (далее - Запрос котировок N 2),
3. запроса котировок на оказание услуг по первичному обучению инженерно-технического персонала на воздушное судно Як-40 (номер извещения 0373100003516000054) (далее - Запрос котировок N 3),
4. запроса котировок на поставку кислорода медицинского газообразного для заправки спецмашины УГЗС-МК (номер извещения 0373100003516000485) (далее - Запрос котировок N 4),
5. электронного аукциона на обеспечение воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (номер извещения 0373100003515000450) (далее - Аукцион N 5),
6.электронного аукциона на выполнение работ по ремонту, техническому обслуживанию и сопровождению в эксплуатации интерьеров и оборудования пассажирских салонов воздушных судов ФГБУ "СЛО "Россия" (номер извещения 0373100003515000387) (далее - Аукцион N 6),
7. запроса котировок на оказание услуг по проведению курсов первоначальной подготовки старших бортпроводников и инструкторов проводников бортовых ВС Ил-96, Ту204/214, Fa-7х, Ан-148, Ту-134, Ми-8, Як-40, А-319, RRJ-95(SSJ-100)(номер извещения 0373100003516000018) (далее - Запрос котировок N 7),
8. запроса котировок на оказание услуг по курсу учебно-летной подготовки при переподготовке летного состава на ВС Ту-204 и его модификации(номер извещения 037310003516000291) (далее - Запрос котировок N 8),
9. электронного аукциона на оказание услуг по курсу учебно-летной подготовки при переподготовке летного состава на ВС Ту-204 и его модификации(номер извещения 0373100003516000252) (далее - Аукцион N 9),
10. электронного аукциона наоказание услуг по курсу учебно-летной подготовки при переподготовке летного состава на ВС Ту-204 и его модификации(номер извещения 0373100003516000190) (далее - Аукцион N 10),
11. электронного аукциона на услуги по техническому обслуживанию
и ремонту базового шасси Merсedes Benz (номер извещения 0373100003516000399) (далее - Аукцион N 11),
12. электронного аукциона наоказание услуг по поддержанию летной квалификации летного состава ВС Ту-214/204 в сторонних организациях
(номер извещения 0373100003516000123) (далее - Аукцион N 12),
13. электронного аукциона наоказание услуг по теоретической подготовке членов летных экипажей (номер извещения 0373100003516000052) (далее - Аукцион N 13),
14. электронного аукциона на оказание услуг по первичному обучению инженерно-технического персонала на воздушное судно Airbus A-319 (номер извещения 0373100003516000132) (далее - Аукцион N 14),
15. открытого конкурсана выполнение работ повосстановительному ремонту блока GEMU122-5 воздушного судна Ту-214 (номер извещения 0373100003516000218) (далее - Конкурс N 15),
16. электронного аукциона на оказание услуг по первичному обучению инженерно-технического персонала на воздушное судно Airbus A-319 (номер извещения 037310003516000188) (далее - Аукцион N 16),
17.при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Закупки у единственного поставщика) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и в результате осуществления внеплановой проверки в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов обращенияЗаявителя в соответствиис пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Аукционов NN 1,5,6,9,10,11,12,13,14,16, Запросов котировокNN 2,3,4,7,8,Конкурса N 15.
Согласно обращению Заявителя, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, проведении Аукционов NN 1,5,6,9,10,11,12,13,14,16, Запросов котировок NN 2,3,4,7,8, Конкурса N 15.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверкив части довода обращения, Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы
или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
При этом положения Закона о контрактной системе не содержат ограничений на осуществление заказчиками на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что размер годового объема закупок, осуществленных Заказчиком в 2016 году на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не превышает пять процентов совокупного годового объема закупок Заказчика и составляет менее пятидесяти миллионов рублей.
Таким образом, довод Заявителя, выразившийся в нарушении порядка осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
2.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точноеи четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчикомв документации об Аукционе N 1 надлежащим образом не установлен объект закупки. В соответствии с документацией об Аукционе N 1 предусмотрено: "проведение работ по дооборудованию ВИП зон воздушных судов Ил-96-300 NN96014,96017,96018, 96019 интегрированной цифровой информационно-развлекательной системой".
При этом иных документов, содержащих дополнительную информацию об объекте закупки (список устанавливаемого оборудования, техническое задание, спецификация, смета) Заказчиком к контракту не приложено.
Кроме того, представители Заказчика согласились с вышеуказанным.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе N 1 описание объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3.В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 к контракту N 152/2016 от 08.04.2016, заключенному по результатам проведения Запроса котировок N 3 установлено:
N п/п |
Наименование курса |
|
Технические характеристики |
Кол-во часов |
Кол-во, чел. |
1 |
Як-40 по планеру и двигателям (ПиД) |
|
Первичное обучение |
Не менее 144 |
5 |
2 |
Як-40 по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО) |
|
Первичное обучение |
Не менее 174 |
5 |
Вместе с тем, извещением о Запросе котировок N 3 "к Извещению о проведении запроса котировок цен от _ года обоснование начальной (максимальной) цены договора на оказание услуг по первичному обучению инженерно-технического персонала воздушного судна Як-40"
N п/п |
Наименование курса |
Технические характеристики |
Кол-во часов |
Кол-во, чел. |
1 |
Як-40 по планеру и двигателям (ПиД) |
Первичное обучение |
Не менее 144 |
5 |
2 |
Як-40 по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО) |
Первичное обучение |
Не менее 144 |
5 |
Также, в Приложении N 5 к контракту N Г/Д -161-2016 от 14.10.2016, заключенному по результатам проведения Запроса котировок N 2 установлено:
Наименование курса и вид подготовки |
Стоимость Обучения 1 чел. (руб.) |
Количество слушателей (чел.) |
Количество учебных часов |
Стоимость обучения (руб.) |
Обучение по курсу противообледенительная защита ВС (категория DI-10 (операторы ПОЗ ВС) |
7 000 |
6 |
12,5 |
42 000 |
КПК по курсу противообледенительная защита ВС (категория DI-10 (операторы ПОЗ ВС) по шкале АЕА) |
7 000 |
12 |
12,5 |
84 000 |
КПК по курсу противообледенительная защита ВС (категория DI-30 (организаторы ПОЗ ВС) по шкале АЕА) |
24 500 |
2 |
13 |
49 000 |
Итого: |
175 000 |
Вместе с тем, Приложение N5к извещению о проведении Запроса котировок N 2"Обоснование начальной (максимальной) цены договора на оказание услуг по профессиональному обучению и аттестации сотрудников К по Н и АТОП попротивообледенительной обработке ВС"
N п/п |
Наименование |
Кол-во, чел. |
Цена за чел., руб. |
Стоимость, руб. |
|
1 |
2 |
||||
1 |
Профессиональное обучение и аттестация сотрудников К по Н и АТОП по противообледенительной обработке ВС |
20 |
7 000,00 |
14 900,00 |
140 000,00 |
Кроме того, согласно проекту контрактаизвещения о Запросе котировок N 4 срок поставки товара осуществляется до 22.12.2017, вместе с тем, в извещении о проведении Запроса котировок N 4 срок поставки товара предусмотрен до 24.12.2017.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные разночтения допущены в результате технических ошибок.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика при проведении Запросов котировок NN2,3,4 нарушают пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2статьи 7.30 КоАП.
4. Кроме того, согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчикуне позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пунктом 36.14 документации об Аукциону N 5 установлено: "дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме: 12 октября 2015 года;дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционев электронной форме: 23 октября 2015 года"
При этом срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 5 - 29.10.2015.
Таким образом, действия Заказчика сократившего срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе N 5нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно срок давности привлечении к административной ответственности должностных лиц Заказчика при проведении Аукциона N 5 истек.
5. Согласно извещению о проведении Аукциона N 6, документацииоб Аукционе N 6 объектом закупки является: "Выполнение работ по ремонту, техническому обслуживанию и сопровождению в эксплуатации интерьерови оборудования пассажирских салонов воздушных судов ФГБУ "СЛО "Россия"".
На заседании Комиссии установлено, что Приложением N 3 документации об Аукционе N 6 предусмотрены запасные части, оборудование, расходные материалы, указанные в перечне и содержащие товарные знаки, прописаны в технических заданиях на разработку, изготовление интерьера и оборудования пассажирских салонов, а также в конструкторской и технологической документации, согласованной с разработчиками воздушных судов.
Вместе с тем, по вышеуказанным материалам эквивалент не допускается.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
6. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что:
- дополнительное соглашение от 20.03.2017 N 1 к государственному контракту от 13.07.2016 N 0373100003516000190-0000900-01, заключенному по результатам проведения Аукциона N 10 размещено 30.03.2017;
- государственный контракт от 26.05.2016 N 0373100003516000123-0000900-01, заключенный по результатам проведения Аукциона N 12 размещен 01.06.2016;
- платежное поручение от 27.09.2016 по исполнению государственного контракта от 08.09.2016 N 335/2016, заключенного по результатам проведения Конкурса N 15 размещено 06.10.2016.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего вышеуказанную информацию с нарушением сроков,нарушают часть 3 статьи 103 Законао контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика при проведении Аукциона N 1, Аукциона N 6 пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе; при проведении Аукциона N 5 нарушения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе; при проведении Запросов котировок NN 2,3,4 нарушения пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе; при проведении Аукционов NN 10,12, Конкурса N 15 нарушения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукционов NN 1,5,6,10,12, Запросов котировок NN 2,3,4, Конкурса N 15 заключены государственные контракты предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 27.04.2017 N П-34/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2017 г. N П-34/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017