На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "АСТ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, единой комиссии Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке и реализации комплекса мероприятий, направленных на продвижение за рубежом российских комплексных здоровьесберегающих технологий (номер извещения 0173100006017000017) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки по показателю "Опыт Участника по выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого объема и характера" критерия "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Показатель) в отношении противоречивых периодов выполнения работ, которые подлежат оценки по контрактам.
2. В проекте контракта неправомерно установлено, что оплата авансового платежа осуществляется при условии поступления соответствующих средств федерального бюджета на счет государственного заказчика.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя в отношении оплаты авансового платежа и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а в отношении порядка оценки заявок пояснили, что при составлении Конкурсной документации допущена техническая ошибка при указании периодов исполнения контрактов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требования Конкурсной документации.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии установлено, что по Показателю оценивается количество успешно исполненных за период 2014 - 2016 г.г. контрактов (договоров) (без применения штрафов, нестоек (пени) к исполнителю), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) по организации и проведению в странах Европы и/или СНГ мероприятий, направленных на продвижение российской культуры и/или спорта, и/или выполнение работ (оказание услуг) по разработке и/или апробации и/или экспертизе технологий и/или моделей и/или инструментов, обеспечивающих продвижение российской культуры и спорта за рубежом. Цена каждого такого контракта (договора) должна быть не менее 5000000 рублей.
Вместе с тем, далее в порядке оценки по Показателю установлено, что оценка проводится на основе сведений, приведенных Участником закупки в соответствии с частью 2 "Сведения об опыте Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) в соответствии с предметом Конкурса за 2013 - 2016 г.г." Формы 4 "Сведения о квалификации участника закупки" раздела V Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при составлении Конкурсной документации допущена техническая ошибка при указании периодов исполнения контрактов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка участника закупки, признанная соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации, в связи с чем указанная порядок оценки заявок не применялся.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе, обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Пунктом 2.4.1 государственного контракта установлено, что государственный заказчик в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения настоящего Государственного контракта производит авансовый платеж при условии поступления соответствующих средств федерального бюджета на счет Государственного заказчика, в размере 30 (тридцать) процентов от общей стоимости выполняемых работ (услуг).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения проекта контракта Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В разделе IV Конкурсной документации предусмотрены формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе и правила заполнения указанных форм, например следующие:
Комиссией установлено, что для надлежащего заполнения формы "Предложение о цене государственного контракта" участнику следует учесть подробные правила, не относимые к цене контракта, в числе которых участнику закупки в своей заявке необходимо указать номера этапов, наименования этапов в строгом соответствии c требованиями Раздела IV. Заказ на выполнение работ (оказание услуг).
Учитывая, что статьей 51 Закона о контрактной системе предусмотрены требования исключительно в отношении формы заявки на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком наряду с требованиями к форме установлены излишние требования к оформлению вышеуказанной формы, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе содержит излишние требования о необходимости указания (оформления) участниками закупки сведений, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявка участника Конкурса не признавалась не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы от 02.05.2017 по делу N ВП - 143/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 мая 2017 г. N ВП-143-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017