На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ЗАО "АСТ" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Федерального дорожного агентства (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по ежегодному коммуникационному обеспечению деятельности Федерального дорожного агентства и оказание комплекса услуг по обработке входящих запросов от СМИ, подготовке и распространению пресс-релизов, реализации комментарийной программы представителей Федерального дорожного агентства в прессе в целях информирования населения Российской Федерации, органов государственной власти и дорожных организаций о ходе и итогах выполнения подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (номер извещения 0173100005717000007) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:
1. в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";
2. в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 200 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.05.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.05.2017.
1. Согласно доводу Заявителя в Конкурсной документации в редакции от 28.03.2017 Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок участников: цена контракта (значимость критерия оценки - 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия оценки - 30%), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки - 10%).
В рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ".
Согласно положениям Конкурсной документации, по показателю "Качество работ" установлен следующий порядок оценки:
"Рейтинг заявки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" рассчитывается по формуле:
НЦБi1* НЦБ1Коэф,
при этом
НЦБi1 = НЦБiQ * НЦБQКоэф
значимость критерия оценки = 30
коэффициент значимости критерия оценки (НЦБ1Коэф) = 0,3
значимость показателя критерия = 100
коэффициент значимости показателя (НЦБQКоэф) = 1
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности предложения о качестве работ (Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе), в котором участник указывает способы исполнения всех видов работ, предусмотренных пунктами 9-9.3 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации). Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ" (НЦБiQ) определяется в соответствии со следующей шкалой: "В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в полном объеме, то есть представлено указание способов исполнения всех видов работ, предусмотренных пунктами 9-9.3 Технического задания" - 100 баллов; "В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено указание способов исполнения не всех видов работ, предусмотренных пунктами 9-9.3 Технического задания (по одному виду работ не представлен)" - 50 баллов; "В составе заявки: - представлено только полностью скопированное Техническое задание, или - представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания, или- представлено предложение о качестве работ в виде измененного Технического задания без указания способов исполнения видов работ, предусмотренных пунктами 9-9.3 Технического задания. Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество работ".
В рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Согласно положениям Конкурсной документации, по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" установлен следующий порядок оценки:
"Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя. В рамках данного показателя оцениваются и учитываются договоры (контракты), факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки выполненных работ. Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных по характеру и объему предусмотренных в Техническом задании (часть VI. Конкурсной документации), наличие которого подтверждается в заявке приложением копий ранее заключенных и исполненных участником договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки выполненных работ за период 2014-2017 гг. (Приложение N 3 к заявке на участие в конкурсе). При этом под аналогичными (сопоставимыми) работами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются работы по выполнению работ по коммуникационному обеспечению и оказанию комплекса услуг по обработке входящих запросов от СМИ, подготовке и распространению пресс-релизов, реализации комментарийной программы в прессе в целях информирования населения Российской Федерации, органов государственной власти и дорожных организаций о ходе и итогах выполнения подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 11.04.2017 Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба ООО "Агентство КреативПроект" на действия Заказчика, Конкурсной комиссии, по результатам которой Комиссией вынесено решение от 11.04.2017 по делу N К-276/17, в соответствии с которым в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выраженное в ненадлежащем установлении порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
На основании решения Комиссии от 11.04.2017 по делу N К - 276/17 Заказчику выдано предписание об устранении Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе, в частности, о внесения изменений в Конкурсную документацию. Срок исполнения предписания до 25.04.2017.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Конкурсной документацией в редакции от 25.04.2017 Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников: цена контракта (значимость критерия оценки - 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия оценки - 30%), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки - 10%).
В рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Согласно положениям Конкурсной документации, по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" установлен следующий порядок оценки:
"Лучшим условием исполнения контракта по показателю для Заказчика является наибольшее значение показателя. В рамках данного показателя оцениваются и учитываются договоры (контракты), факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки выполненных работ. Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных по характеру и объему предусмотренных в Техническом задании (часть VI. Конкурсной документации), наличие которого подтверждается в заявке приложением копий ранее заключенных и исполненных без применения штрафных санкций участником договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки выполненных работ за период 2014-2017 гг. (Приложение N 3 к заявке на участие в конкурсе), с указанием номера реестровой записи каждого контракта на сайте http://www.zakupki.gov.ru. При этом под аналогичными (сопоставимыми) работами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются работы по: 1. Осуществлению коммуникационного обеспечения по вопросам строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и автодорожных сооружений на них, а также по вопросам обеспечения устойчивого функционирования автодорог, повышения их надежности и безопасности движения по ним; 2. Подготовке и распространению пресс-релизов по вопросам строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и автодорожных сооружений на них, а также по вопросам обеспечения устойчивого функционирования автодорог, повышения их надежности и безопасности движения по ним; 3. Оказанию комплекса услуг по обработке входящих запросов от СМИ и реализации комментарийной программы в прессе в целях информирования населения Российской Федерации, органов государственной власти и дорожных организаций о ходе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и автодорожных сооружений на них, а также об обеспечении устойчивого функционирования автодорог, повышения их надежности и безопасности движения по ним.
В заявке, в которой в одном договоре/контракте представлено подтверждение максимального (количества предметов договора/контракта) опыта выполнения аналогичных по характеру и объему работ, предусмотренных подпунктами 1,2,3 пункта 3.1. раздела 3 Приложения 1 к информационной карте Конкурса, из числа всех поступивших заявок, присваивается - 50 баллов остальным участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению количества предметов договора/контракта, удовлетворяющих критерию, и рассчитываются по формуле:
МП=(Оi/Оmax)*50
где: МП - это количество баллов, присуждаемое "i" заявке, по показателю "Сведения о максимальном опыте оказания аналогичных услуг", присваиваемое каждым членом комиссии; Оi - количество разделов в предмете договора/контракта аналогичных по характеру и объему работ, предусмотренных в подпунктах 1,2,3 пункта 3.1. раздела 3 информационной карты, представленных в "i" заявке участника закупки; Оmax - наибольшее количество разделов в предмете одного договора/контракта, аналогичных по характеру и объему работ, предусмотренных в подпунктах 1,2,3 пункта 3.1. раздела 3 Приложения 1 к информационной карте Конкурса, представленных в одной заявке, из числа всех представленных заявок.
В заявке, в которой представлено наибольшее количество договоров/контрактов, из числа всех поступивших заявок, подтверждающих опыт выполнения работ, по тематикам аналогичным подпунктам 1,2,3 пункта 3.1. раздела 3 Приложения 1 к информационной карте Конкурса присваивается - 50 баллов, остальным участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению количества договоров/контрактов в заявке, удовлетворяющих критерию, и рассчитываются по формуле:
КБ = (Ai/Amax)*50
где: КБ - это количество баллов присуждаемое "i" заявке по показателю "Сведения об опыте оказания аналогичных услуг", присваиваемый каждым членом комиссии; Ai - количество договоров/контрактов, представленных в "i" заявке участника закупки, подтверждающих опыт выполнения работ, по тематикам аналогичным подпунктам 1,2,3 пункта 3.1. раздела 3 Приложения 1 к информационной карте Конкурса; Amax - наибольшее количество контрактов, представленных в одной заявке из числа всех представленных заявок, подтверждающих опыт выполнения работ, по тематикам аналогичным подпунктам 1,2,3 пункта 3.1. раздела 3 Приложения 1 к информационной карте Конкурса. Итоговое количество баллов, которое присуждается заявке по критерию "Квалификация Участника", вычисляется по следующей формуле:
НЦБi2 = (МП+ КБ)*0,1
где: МП - это количество баллов присуждаемые "i" заявке по показателю "Сведения о максимальном опыте оказания аналогичных услуг"; КБ - это количество баллов присуждаемые "i" заявке по показателю "Сведения об опыте оказания аналогичных услуг".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" дважды оцениваются идентичные предложения участников закупки, а именно "Сведения об опыте оказания аналогичных услуг", в рамках оценки заявки по нестоймостному критерию "Квалификация Участников", что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит определения опыта выполнения работ по тематикам аналогичным подпунктамам 1,2,3 пункта 3.1. раздела 3 Приложения 1 к информационной карте Конкурса, а также не установлено определение аналогичности объема выполненных работ сопоставимого характера, подлежащих оценке в заявках участников Конкурса по нестоймостному критерию "Квалификация Участников".
Кроме того, согласно пункту 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 Правил оценки заявок.
Пунктами 21-24 Правил оценки заявок предусмотрен исчерпывающий перечень случаев определения баллов по формулам, а именно:
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 Правил оценки заявок, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi).
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил оценки заявок, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется: а) в случае если Кmin > Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi); б) в случае если , - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кпред / Кi).
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил оценки заявок, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax).
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок оценки заявок установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред); при этом НЦБmax = КЗ x 100.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о установлении в Конкурсной документации по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" формул расчета баллов, не предусмотренных пунктами 21-24 Правил оценки заявок.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 N 502/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 02.05.2017 N ВП-144/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 мая 2017 г. N ВП-144-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017