Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК" (далее - Заказчик), Администрации муниципального образования Динской район (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной организаций на 1100 мест в пос. Южный Динского района (номер извещения 0318300028417000137) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно объединивших в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 24.07.2017 на 25.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 976 048 600 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.08.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 11.08.2017;
6) дата проведения Аукциона - 14.08.2017.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки немонтируемого оборудования, мебели, инвентаря, технологически и функционально не связанного с объектом строительства. При этом в соответствии с документацией об Аукционе и проектно-сметной документацией на поставку немонтируемого оборудования, мебели, инвентаря приходится 214,081 млн. рублей, что составляет 22% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства "СС 1100 мест 4 кв 2016 г с доп. обор", являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе сметная стоимость оборудования, мебели, инвентаря составляет 214 081,09 тыс. рублей.
В соответствии с проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе предусмотрена поставка оборудования, мебели, инвентаря, например (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим): "Стол пристенный 1500х700х850мм, нерж., бортик, краш.каркас, полка-решётка", "Стол обеденный 4-местный, комплект 4 ножки, хром", "Чайник электрический э1ф; 220В; 2,0 кВт Bosch", "Микроволновая печь э1ф; 220В; 1,5 кВт Samsung" и другие.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа подтвердли, что в рамках объекта закупки предусмотрена поставка немонтируемого оборудования, мебели, инвентаря в вышеуказанном объеме. При этом представители Уполномоченного органа пояснили, что поставка немонтируемого оборудования, мебели, инвентаря неразрывно связана с выполнением строительно-монтажных работ, поскольку направлены на достижение единой цели - приведение здания школы в состояние, пригодное для осуществления образовательной деятельности.
Вместе с тем, представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Кроме того, в пункте 21 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "участники закупки (за исключением участников, указанных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ) должны быть членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства". Вместе с тем, указанное требование к участникам закупки не требуется для осуществления поставки оборудования.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, мебели, инвентаря, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, мебели, инвентаря, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.07.2017 N К-935/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июля 2017 г. N К-935-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017