Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства научных организаций (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта фасадов объекта культурного наследия федерального значения "Опекунский совет", 1814-1825 гг." - Главный корпус с интерьерами и двумя боковыми корпусами, начало XIX в." (1 этап) (номер извещения 0195100000617000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены антидемпинговые меры;
2. В Конкурсной документации неправомерно содержатся положения о заключении контракта в письменной форме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 74 999 981,81 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.07.2017;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата предквалификационного отбора заявок на участие в Конкурсе - 24.07.2017;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 28.07.2017.
1. Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе определено, что в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 17 информационной карты Конкурсной документации установлены положения, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в Конкурсной документации положения о порядке применения антидемпинговых мер, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Положениями части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Пунктом 12.1 проекта контракта установлено, что контракт заключается в письменной форме на бумажном носителе в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в Конкурсной документации положения о заключении контракта в письменной форме, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 23 информационной карты Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара (форма 3 раздела 3 части I Конкурсной документации).
Пунктом 27 информационной карты Конкурсной документации установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В форме N 3 предусмотрена таблица "Предложение участника закупки в отношении материалов, предлагаемых к использованию при проведении работ".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную Заказчиком в Конкурсной документации информацию.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в Конкурсной документации сведений о материалах, предлагаемых к использованию при проведении работ, не установлено, в связи с чем заполнять таблицу "Предложение участника закупки в отношении материалов, предлагаемых к использованию при проведении работ" формы N 3 при формировании заявки не требуется.
Вместе с тем, вышеуказанное не следует из положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
Стоимостной критерий "Цена контракта" имеет значимость 60 (шестьдесят) процентов и включает в себя цену исполнения контракта, предложенную участником конкурса в заявке на участие в конкурсе.
Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий) имеет значимость 40 (сорок) процентов.
В рамках Критерия установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" со значимостью 100 (сто) процентов, согласно которому оценивается количество специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения, находящихся в штате участника конкурса по состоянию на дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и планируемых к привлечению к выполнению работ, подтвержденное документально. Надлежащим документальным подтверждением наличия в штате участника конкурса специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения является представление следующих документов (в совокупности): копий трудовых книжек, копий дипломов о высшем образовании, копия штатного расписания или выписки из него.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок, в рамках которого оценке подлежат специалисты, находящиеся исключительно в штате участника Конкурса, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 21.07.2017 по делу N К - 902/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 21.07.2017 по делу N К - 902/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июля 2017 г. N К-921-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017