Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2017 г. N ПГОЗ-185/17 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-185/17
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
26.07.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16"О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев обращениеООО "Компания Квартет М"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" Министерства внутренних дел Российской Федерации"(далее -Заказчик), конкурсной комиссии Заказчика (далее - Конкурсная комиссия)при проведении Заказчикомконкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (номер извещения 0348100047217000061) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями:
1)Заказчика, не разместившего в единой информационной системе в сфере закупокна сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) предложений участников Конкурса в отношении объекта закупки;
2) Заказчика, установившего в Конкурсной документации несоответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок на участие в Конкурсе;
3) Конкурсной комиссии, присвоившей низкую оценку в баллах заявке Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" порядка оценки, установленного Конкурсной документацией, в результате чего Заявитель занял второе место по итогам проведения Конкурса.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 19.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 23 167 827,88 руб.;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) требованиям Конкурсной документации соответствуют 3 заявки, поданные участниками закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "ГУМРУ" с предложением о цене контракта 21 916 012,50 руб.;
6) Заказчиком 24.07.2017 заключен государственный контракт с ООО "ГУМРУ".
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
1. Согласно части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 13.07.2017N 0348100047217000061 без предложений участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки установлено, что заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в том числе: "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно подпункту "а" пункта 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" может быть качество товаров (качество работ, качество услуг).
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 70%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 30%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество товаров" (далее - Показатель).
По Показателю комиссия оценивает "в рамках критерия оценивается предоставление в предложении участника о качестве улучшенных по сравнению с требованиями п. 9 Технического задания характеристик в отношении закупаемых товаров по параметрам, характеризующим сорт, класс, группу или категорию товара, если соответствующий товар в соответствии с нормативно-техническими документами (ГОСТами, ОСТами, Техническими регламентами и т.п.), указанными в п. 8 Технического задания, подразделяется на сорта, классы, группы или категории. При этом оценка по данному критерию производится комиссией в зависимости от количества товаров в процентах от общего количества наименований товаров (количества позиций п. 9 Технического задания) в отношении которых в предложении участника о качестве улучшены характеристики".
Согласно установленному в Конкурсной документации порядку оценки баллы по указанному Показателю присваиваются по шкале от 0 до 100. В пункте 4.5 части 4 приложения 1 к разделу IIк информационной карте Конкурсной документации содержится порядок присвоения баллов по указанной шкале.
Пунктом 4.6 части 4 приложения 1 к разделу IIк информационной карте Конкурсной документации установлено, что является улучшением.
Изучив порядок оценки по Показателю,Комиссия приходит к выводу, что установленный в Конкурсной документации Заказчиком порядок оценки заявок не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений, в том числе - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсная комиссия присвоила низкую оценку в баллах заявке Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" порядка оценки, установленного Конкурсной документацией, в результате чего Заявитель занял второе место по итогам проведения Конкурса, не подлежит рассмотрению Комиссией.
4. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.
Подпунктом "з" пункта 29 раздела II "Информационная карта Конкурса"Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в пункте 69 Информационной карты конкурса или заверенные копии таких документов, а именно декларацию страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 832).
Вместе с тем пунктом 3 Постановления N 832 установленоследующее: "подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира".
Таким образом, согласно Постановлению N 832 участникам закупки достаточно указать наименование страны происхождения и производителя пищевых продуктов в заявке на участие в закупки.
Вместе с тем Заказчик в Конкурсной документации требует предоставить отдельный документ с декларированием наименование страны происхождения и производителя пищевых продуктов, что может привести к отклонению заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 68 раздела II "Информационная карта Конкурса"Конкурсной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.
Вместе с тем подпунктом "д" пункта 4 Постановления N 9 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 9 запреты не применяются в случае осуществления закупок в том числе Министерством внутренних дел Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 - 19приложения к Постановлению N 9).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации указанный запрет, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действияхЗаказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе не рассматривать довод ООО "Компания Квартет М" в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2017 г. N ПГОЗ-185/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017