Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Электротехсетьстрой" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального архивного агентства (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным архивным агентством (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по замене внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения в архивохранилищах и других помещениях здания федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" (ГА РФ) на Бережковской набережной, д.26 (номер извещения 0173100011417000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в неправомерном принятии решения об отказе в допуске к участию в Аукционе заявки Заявителя.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 21.07.2017.
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0173100011417000034-1 от 18.07.2017
(далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "4" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, а именно:
- участником предоставлена информация несоответствующая документации об электронном аукционе: в пункте 139 указана масса, которая не соответствует инструкции. "В пределах" - указывает на необходимость указать конкретное значение в пределах +- 10%, включая крайнее значение. У участника в заявке указано: 0,02123, что не соответствует требованиям.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требуемая в пункте 139 масса болта в Приложении 2 к Техническому Заданию документации об Аукционе, а именно, в пределах 1,21 килограмма является технической ошибкой и требуется указать массу в пределах 1,21 килограмма за 100 штук.
Вместе с тем, в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом порядок указания характеристики по массе болта.
Кроме того, на заседании Комиссии при проведении внеплановой проверки установлено, что в соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером заявки "5" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, в том числе,
- по позиции 42 Приложения 2 к Техническому Заданию у участника указано: Материал изоляции должна быть ПВХ композиция пониженной пожароопасности. Участником не предоставлен конкретный показатель материала изоляции. Так как столбец требуемый параметр содержит запрещающие слова, а в своём предложении в графе значение, предлагаемое участником участник указывает "ПВХ композиция пониженной пожароопасности" без самой характеристики.
- по позиции 42 Приложения 2 к Техническому Заданию у Участника указано: Материал оболочки необходим ПВХ пониженной горючести с низким дымо- газовыделением огнестойкий. Участником не предоставлен конкретный показатель материала оболочки. Так как столбец требуемый параметр содержит запрещающие слова, а в своем предложении в графе значение, предлагаемое участником участник указывает "ПВХ пониженной горючести с низким дымо- газовыделением огнестойкий" без самой характеристики.
На заседании Комиссии установлено, что в заявке с номером "5" содержится рекомендованная форма для заполнения первой части заявки, утвержденная документацией об Аукционе. При этом в столбце "предлагаемые участником закупки значения" в заявке номер "5" содержатся значения, не противоречащие требованиям документации об Аукционе.
Также при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что в соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером заявки "7" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, а именно
- по позиции 1 Приложения 2 к Техническому Заданию у Участника указано: Форма необходима: Прямоугольник. Участником не предоставлен конкретный показатель формы светильника. Так как столбец требуемый параметр содержит запрещающие слова, а в своем предложении в графе значение, предлагаемое участником участник указывает "прямоугольный" без самой характеристики.
- по позиции 4 Приложения 2 к Техническому Заданию у Участника указано: Цвет необходим Нейтральный белый. В соответствии с инструкцией по заполнению заявки. Участником не предоставлен конкретный показатель формы светильника. Так как столбец требуемый параметр содержит запрещающие слова, а в своем предложении в графе значение, предлагаемое участником участник указывает "Нейтральный белый" без самой характеристики.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что заявка Участника с порядковым номером "7" содержала запрещенные слова, такие как "более", "менее", "требуется", "необходимо", "необходим", "необходима", "приблизительно", "около", "должен", "должна", "должно", "быть", "будет", "минимально (-ая), (-ый)", "соответствовать", "уже", "шире", "в пределах", "хуже", "лучше", "максимум", "минимум", "может", "либо", "допускается", "допускаемое", "допустимая" и другие слова, которые допускают двусмысленное толкование.
На заседании Комиссии установлено, что в заявке с номером "7" содержится рекомендованная форма для заполнения первой части заявки, утвержденная документацией об Аукционе. При этом в столбце "предлагаемые участником закупки значения" в заявке номер "7" содержатся значения, не противоречащие требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к содержанию состава заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного часть 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявок участников закупки с порядковыми номерами "4", "5", "7" несоответствующими требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
2. Кроме того, на заседании Комиссии при проведении внеплановой проверки установлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит сведения о порядке предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе. Вместе с тем, документацией об Аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления разъяснений такой документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по замене внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения в архивохранилищах и других помещениях здания федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" (ГА РФ) на Бережковской набережной, д.26 (Код по ОКПД2 43.21.10.110 "Работы по монтажу основных сетей электроосвещения и электроснабжения или электроарматуры, требующие специальной квалификации, в зданиях, сооружениях и на прочих строительных объектах"). Начальная (максимальная) цена контракта 24 000 000 рублей.
В пункте 9 "Дополнительные требования к Участникам закупки" информационной карты документации об Аукционе установлено: "Участник должен иметь наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит конкретную группу работ строительных, наличие контрактов на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Кроме того, документация об Аукционе не содержит перечень документов, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, необходимый для предоставления участником во второй части заявки на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электротехсетьстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31,
пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 25.07.2017 N К-929/17 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 25.07.2017 N К-929/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2017 г. N К-943-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017