Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на действия ГКУ города Москвы Дирекция капитального ремонта Департамента капитального ремонта города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки)электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу: г. Москва, ЗАО, ЮЗАО, Воробьевы горы, улица Косыгина(номер извещения 0173200001417000496) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверкив соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС проектно-сметная документация в полном объеме, а именно отсутствует проектная документация на вторую очередь работ, согласно которой предусмотрены работы на улице Косыгина, в связи с чем описание объекта закупки не соответствует содержанию работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, а именно: Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены работы по капитальному ремонту дорожного полотна и благоустройству на улице Косыгина с работами по реставрации объекта культурного наследия "Парк МГУ имени М.В. Ломоносова".
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществляется закупка путем проведения Аукциона вместо конкурса с ограниченным участием, а также не установлены надлежащим образом в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 Постановления N 99, поскольку документацией об Аукционе предусмотрено выполнение работ в границах объектов культурного наследия, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран код ОКПД2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", а также в связи с тем, что Заказчик, Уполномоченный орган не являются собственниками (балансосодержателями) территории объектов культурного наследия, Заказчик, Уполномоченный орган не могут являться заказчиками на объектах культурного наследия.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 26.07.2017 на 27.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее- ЕИС) - 20.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 736 710 197 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 31.07.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 02.08.2017;
6) дата проведения Аукциона - 07.08.2017.
1. Согласно доводам Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС проектно-сметная документация в полном объеме, а именно отсутствует проектная документация на вторую очередь работ, согласно которой предусмотрены работы на улице Косыгина, в связи с чем описание объекта закупки не соответствует содержанию работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, а именно: Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены работы по капитальному ремонту дорожного полотна и благоустройству на улице Косыгина с работами по реставрации объекта культурного наследия "Парк МГУ имени М.В. Ломоносова".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании комиссии представителя Заявителя сообщили, что в документации об Аукционе, проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе отсутствуют работы, которые предусмотрены в рамках выполнения работ на улице Косыгина, в том числе "Пояснительная записка", "Архитектурные решения", "Конструктивные и объемно-планировочные решения", "Колористические решения" и другие.
При этом выполнение работ по благоустройству предусмотрены локальными сметами и ведомостью общих объемов работ, например: выполнение работ по ремонту фасада и кровли домов, посадка деревьев и кустарников, переустройство контактной сети на улице Косыгина.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что документацией об Аукционе, проектной документацией предполагаются работы по другому адресу, а именно на объекте культурного наследия "Парк МГУ имени М.В. Ломоносова" и парковых зонах, ограниченных территориями Ломоносовского проспекта, Менделеевской улицей, улицей Лебедева, Смотровой площадкой Воробьевых гор.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу: г. Москва, ЗАО, ЮЗАО, Воробьевы горы, улица Косыгина.
На заседании комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что на основании проектно-сметной документации получено заключение о достоверности начальной (максимальной) цены контракта в размере 8 115 073 344 рубля. Вместе с тем, в целях повышения конкуренции Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о реализации проекта в 2017-2018 гг. Из разработанного проекта выделена часть работ, начальная (максимальная) цена контракта которой также согласована Мосгосэкспертизой в ЕАИСТ 2.0 и 20.06.2017 закупка опубликована в ЕИС.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что объектом культурного наследия является территория, расположенная от смотровой площадки МГУ им. М.В. Ломоносова до улицы Колмогорова. Вместе с тем, подрядные работы будут проводиться частично на улице Косыгина, затрагивая смежные с ней улицы и объекты, являющиеся неотъемлемой частью благоустройства. Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в рамках закупки предусмотрены работы по благоустройству и проведению хозяйственной деятельности и не включают в себя работы по реставрации и реконструкции вышеуказанных объектов, в связи с чем требования к участникам закупки не установлены.
В cоответствии с частью 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
На заседании Комиссии представители Заявителя представили письмо Мосгорнаследия от 25.07.2017 N ДКН-16-29-1163/7-48, согласно которому Мосгорнаследие проинформировало Заявителя о том, что разработанная в 2017 году ООО "Каскад-Энерго" по заказу Заказчика проектная документация "Благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу: г. Москва, ЗАО, ЮЗАО, Воробьевы горы, улица Косыгина" получила отказ в согласовании и направлен Мосгорнаследием в адрес Заказчика на доработку.
Вместе с тем, представителями Заказчика представлено письмо Мосгорнаследия от 26.07.2017, согласно которому Мосгорнаследие проинфомировало Заказчика, что представленная проектная документация с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы от 03.07.2017 по состоянию на 26.07.2017 находится на рассмотрении в Мосгорнаследии до 23.08.2017.
Также, по требованию Комиссии, положительное заключение экспертизы проектной документации Заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС проектная документация, имеющая положительное заключение, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществляется закупка путем проведения Аукциона вместо конкурса с ограниченным участием, а также не установлены надлежащим образом в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N 99 в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 Постановления N 99, поскольку документацией об Аукционе предусмотрено выполнение работ в границах объектов культурного наследия, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органомнеправомерно выбран код ОКПД2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", а также в связи с тем, что Заказчик, Уполномоченный орган не являются собственниками (балансосодержателями) территории объектов культурного наследия, Заказчик, Уполномоченный орган не могут являться заказчиками на объектах культурного наследия.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу: Москва, ЗАО, ЮЗАО, Воробьевы горы, улица Косыгина. Код ОКПД 2 - 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что объектом культурного наследия является территория, расположенная от смотровой площадки МГУ им. М.В. Ломоносова до улицы Колмогорова. Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что в рамках закупки предусмотрены работы по благоустройству и проведению хозяйственной деятельности и не включают в себя работы по реставрации и реконструкции вышеуказанных объектов, в связи с чем дополнительные требования к участникам закупки не установлены.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, в рамках закупки выполняются работы по комплексному благоустройству улиц (автомобильных дорог и прилегающих к ним территорий) и общественных пространств, в связи с чем выбран соответствующий код ОКПД2.
Вместе с тем, как указано в пункте 1 настоящего решения, у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности доводов Заявителя.
3. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835 обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно пункту 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен срок размещения обязательного общественного обсуждения второго этапа, а также нарушен срок размещения протокола второго этапа обязательного общественного обсуждения.
На заседании Комиссии установлено, что сведения о втором этапе общественного обсуждения 04.07.2017 размещены в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС с нарушением срока.
Учитывая изложенное, поскольку второй этап общественных обсуждений в установленный срок не размещен в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛептисМагна" обоснованной в части ненадлежащего размещения проектно-сметной документации в ЕИС.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.07.2017 N К-960/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июля 2017 г. N К-960-17о
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017