Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в г. Москве (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему и восстановительному ремонту зданий районных судов города Москвы (номер извещения 0373100047017000082) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 381 703,22 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.08.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, (включая, но не ограничиваясь):
"12. Смазка тип 1. Вязкость при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации 10-1с должна быть не более 280 П·с. Предел прочности при 20 °С должен быть не менее 450 Па. Коллоидная стабильность выделенного масла не должна быть более 12 %. Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при (20_5) °С: нагрузка сваривания должна быть не менее 1410 Н. Массовая доля механических примесей (включая песок и другие абразивные и металлические вещества) должны быть менее 0,05 %).
6. Герметик. Плотность должна быть от 0,85 г/см3. Модуль растяжения при 100% удлинении должен быть 0,2-0,5 Мпа. Относительное удлинение при разрыве более 150 %.
8. Лента тип 1. Предельные отклонения по ширине ленты не должны быть более _3 мм. Предельные отклонения по толщине ленты не должны быть более _0,2 мм. Лента должна выдерживать испытательное напряжение более 500 В без пробоя. Скорость расклеивания не менее 80 мм/мин. Разрывная нагрузка должна быть не менее 5(5) кН/м (кгс/см)" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 21.07.2017 по делу N К-911/17 в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31, части 3 статьи 63, части 8 стать 34 Закона о контрактной системе:
- Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе;
- Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров;
- Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии, выданной ФСБ Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1993 г. N5485-1 "О государственной тайне", Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны");
- Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные Постановлением Правительства N 99;
- Заказчиком установлен сокращенный срок подачи заявок на участие в Аукционе;
- Заказчиком ненадлежащим образом в документации об Аукционе установлена ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
- Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем работ, который участникам закупки необходимо выполнить в рамках исполнения контракта.
В связи с чем, Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
Учитывая, что Комиссией выдано предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи аналогичного предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 4, 6 статьи 31, части 3 статьи 63, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 21.07.2017 N К-911/17 Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 21.07.2017 N К-911/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 июля 2017 г. N К-960-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017