Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 июля 2017 г. N П-79/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-79/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
31.07.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУ Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области" (далее - Заказчик), Департамента государственных закупок Свердловской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых при участии Правительства Свердловской области за рубежом (Международная выставка-ярмарка "Четвертое Российско-Китайское ЭКСПО", "Международная специализированная выставка "ЭКСПО-2017")(номер извещения 0162200011817000388) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчик при проведении Конкурс.
В соответствии с поступившей информацией,Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены положения Закона о контрактной системеследующими действиями:
1. В один объект закупки неправомерно объединено оказание услугпо организации мероприятий в различных странах.
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг по подготовке, организации и проведению международных конгрессно-выставочных мероприятий за рубежом" по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчикане согласился с доводами и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверкиКомиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 22 999 626,67 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) датарассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 04.05.2017;
6) победителем Конкурса признано Уральская торгово-промышленная палатас предложением о цене контракта 22 950 000 рублей;
7) Заказчиком заключен государственный контракт N26658375480-17-000016 от 19.05.2017с Уральской торгово-промышленной палатой на сумму 22 950 000 рубля.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является оказание услуг по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях в различных странах.
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации необходимо оказать услуги по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых при участии Правительства Свердловской области за рубежом, а именно, с 15 - 19 июня 2017 года в г. Харбин (Китай), а также с 21-27 августа 2017 года в г. Астана (Казахстан).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях, расположенных в двух различных странах.
Также Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная документация не содержит указаний на наличие какой - либо обоснованной технологической и (или) функциональной взаимосвязи в отношении необходимости проведения единой закупки на оказание услуг по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях, расположенных в двух различных странах.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Конкурсной документации требование оказания услуг по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых при участии Правительства Свердловской области за рубежом (Казахстан, Китай), ограничивают количество участников закупки, что не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых при участии Правительства Свердловской области за рубежом (Международная выставка-ярмарка "Четвертое Российско-Китайское ЭКСПО", "Международная специализированная выставка "ЭКСПО-2017"), начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 999 626,67 рублей.
Пунктами 4, 6, 18, 19 таблицы N 1 "Международная выставка-ярмарка "Четвертое Российско-Китайское ЭКСПО", пунктами 7, 8 таблицы N 2 "Международная специализированная выставка "ЭКСПО-2017", 10 июля-10 сентября 2017" раздела IIКонкурсной документации предусмотрены следующие услуги (работы): Обеспечить на стенде размещение плазменной панели, ноутбук, плазменная интерактивная сенсорная панель, Обеспечить Кейтеринговое сопровождение на стенде Свердловской области на время работы выставки-ярмарки, Обеспечение авиаперелета эконом классом одного представителя Заказчика (бронирование билетов, оплата стоимости билетов), Обеспечение трансфера для одного представителя Заказчика, Обеспечить проживание одного представителя Заказчика (бронирование мест в гостинице категории не менее 3*, оплата проживания) на время проведения мероприятия в месте удобной транспортной развязки, местах шаговой доступности остановок общественного транспорта).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанные работы, услуги включены, в том числе, в код26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" (кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150), код 56 "Услуги общественного питания" ОКПД2, а также код 52.2 "Услуги транспортные вспомогательные" (кроме кодов 52.21.19.114, 52.21.3), включенных в Перечень.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа выразившиеся в неправомерном объединении в один лот услуги по организации участия Свердловской области в конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых при участии Правительства Свердловской области за рубежом (Международная выставка-ярмарка "Четвертое Российско-Китайское ЭКСПО", "Международная специализированная выставка "ЭКСПО-2017") и услуг (работ), закупка которых должна осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме, не соответствуют части 5 статьи 24 и нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60 %;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации- значимость критерия: 40 % (далее - Критерий N 2);
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг по подготовке, организации и проведению международных конгрессно-выставочных мероприятий за рубежом" (далее - Показатель N 1) в рамках Критерия N 2:
"Порядок оценки показателя: оценка показателя осуществляется по количеству исполненных контрактов (в штуках).
Членами комиссии будут оцениваться только те контракты (договоры), которые соответствуют всем следующим признакам одновременно:
-контракт/договор должен быть заключен и исполнен в 2014-2016 гг. по результатам открытых конкурентных закупок, за исключением закупок, осуществленных у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ;
- цена каждого договора / контракта должна быть не менее двенадцати миллионов рублей;
-предметом договора/контракта должно являться оказание услуг по подготовке, организации и проведению международных конгрессно-выставочных мероприятий (форумы, выставки, презентации, конференции, международные и межрегиональные биржи деловых контактов) за период 2014 - 2016 годов с приложением актов выполненных работ (оказанных услуг);
- в составе конкурсной заявки представлены в полном объеме копии договора/контракта, а также копии документов, подтверждающих факт исполнения участником обязательств по договору/контракту (акты выполнения работ и оказания услуг).
- договоры/контракты должны быть исполнены без применения к участнику неустойки, штрафов.
Оценка по показателю ( ), определяется по формуле:
где: КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается. Под предложением участника понимается результат (выраженный в штуках) суммирования количества всех представленных и соответствующих требованиям Заказчика договоров/контрактов.
- максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки - наибольший результат (выраженный в штуках) суммирования количества всех представленных и соответствующих требованиям Заказчика договоров/контрактов (среди всех оцениваемых заявок).
Комиссия учитывает только те сведения и информацию по критерию "квалификация_", которые подкреплены документально. При отсутствии подтверждающих документов, комиссия присваивает заявке по указанному критерию (подкритерию) 0 баллов".
Комиссия, изучив на заседании Комиссии порядок оценки по Показателю N 1 нестоимостного Критерия N 2 установленный в Конкурсной документации, приходит к выводу, что указанный порядок оценки не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 50, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы от 31.07.2017 по делу N П-79/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 июля 2017 г. N П-79/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017