Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июля 2017 г. N 44-3049/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17887-ЭП/17 от 21.07.2017) при определении поставщика (Заявителя, исполнителя) путем электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2017 году в рамках выполнения работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог: установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Псковской области (Павловское шоссе) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 06.07.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100009917000057.
Начальная (максимальная) цена контракта 5 500 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "ПИК" указывает на нарушения, по его мнению, Заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации. Из содержания жалобы Заявителя, в частности, следует, что установленные Заказчиком в п.п. 8.1 - 8.3 Технического задания документации об аукционе сроки выполнения отдельных этапов работ делают невозможным исполнить условия государственного контракта. Также податель жалобы указывает на то, что установленное в п. 9.3 Технического задания документации условие о том, что в рамках работ по контракту должна быть обеспечена невозможность обнаружения СВФВФ радар-детекторами по электромагнитному излучению не соответствует целям выполнения работ. Заявитель также полагает, что документация об аукционе не содержит описания части закупаемых товаров, что не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение, а установленные в п. 10.13, 11.2 Технического задания документации требования, по мнению подателя жалобы, не соответствуют требованиям нормативно-технической документации.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные Заказчиком документы и сведения, заслушав пояснения представителей Заказчика, приходит к следующим выводам. Из пояснений Заказчика следует, что документация об электронном аукционе разработана в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 указанного Федерального закона, указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 7 настоящей статьи Федерального закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 8.1-8.2 Технического задания на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2017 году в рамках выполнения работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог - "Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Псковской области" (Приложение 1 к Государственному контракту), адреса мест работ по установке систем видеоконтроля будут определяться путем комиссионного обследования, не позднее 3 рабочих дней со дня подписания Государственного контракта. Подрядчик перед началом работ обязан разработать и согласовать с ФКУ Упрдор "Северо-Запад" проект производства работ не позднее 5 рабочих дней с даты подписания Государственного контракта. Проект производства работ должен быть согласован в установленном порядке, в том числе с заинтересованными сторонами.
Согласно п. 8.3 Технического задания, проект производства работ на установку систем видеоконтроля должен выполняться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов согласно Приложению N4 к настоящему Государственному контракту и в обязательном порядке содержать следующую информацию:
- пояснительная записка с расчетами и исходными данными;
- планировочное решение, согласованное с Заказчиком;
- GPS -привязка систем видеоконтроля;
- технико-экономические показатели;
- график выполнения производственного процесса, с подробным описанием рабочей бригады, входящих в состав звеньев;
- временные схемы организации дорожного движения в местах производства работ, согласованные и утверждённые в установленном порядке;
- ведомость объемов работ и спецификации;
Проанализировав указанные пункты Технического задания документации, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком сроки выполнения отдельных этапов работ не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе не являются взаимоисключающими. Кроме того, подателем жалобы в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что установленные в п. 8.1-8.2 Технического задания документации сроки делают невозможным исполнение требований п. 8.3 Технического задания документации.
2. Относительно утверждения подателя жалобы о том, что содержащееся в п. 9.3 Технического задания документации условие противоречит целям проводимого аукционе, описанным в п. 7 Технического задания документации, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя в указанной части также необоснованными.
Так, согласно п. 7 Технического задания документации об аукционе, целями выполнения закупаемых работ являются:
- снижение аварийности, возникающей по причине превышения водителями установленного скоростного режима на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в местах установки систем видеоконтроля;
- создание условий неотвратимости наказания за совершенные правонарушения в области дорожного движения;
- фиксация случаев административных правонарушений в области дорожного движения в целях создания необходимой доказательной базы.
В соответствии с п. 9.7 Технического задания документации об аукционе, СВФВФ должна производить для каждого транспортного средства (далее ТС) нарушителя, двигающегося в поле обзора, автоматическое формирование изображения общего плана и укрупненного изображения ТС для оформления постановлений по делам об административных правонарушениях. В служебном поле фотографии должны быть указаны: зафиксированная скорость ТС, направление движения, дата и время нарушения, значение максимально допустимой скорости на данном участке дороги, место нарушения, серийный номер системы.
Сопоставив вышеуказанные пункты Технического задания документации, Комиссия УФАС не установила взаимоисключающих и противоречащих друг другу условий, которые делали бы невозможным выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона, а также ограничивали бы количество участников рассматриваемого аукциона.
3. Комиссия УФАС также не установила нарушений в действиях Заказчика в части установления в п. 9.6 Технического задания документации об аукционе требования о том, что программное обеспечение системы должно быть совместимо с программным обеспечением серверов, поставленных по Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 100, без использования дополнительных аппаратно-программных средств.
4. Комиссия УФАС не может также согласиться с утверждением Заявителя о том, что Заказчиком в п.п. 10.13, 11.2 Технического задания документации установлены требования, не предусмотренные ГОСТ, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Как уже отмечалось, согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена указанного Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из указанных норм следует, что Заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В соответствии с п. 10.13 Технического задания документации, должна иметься возможность переноса системы на другой рубеж-контроля с сохранением действующей поверки. Конструкция, комплект поставки и параметры оборудования должна быть рассчитаны для размещения оборудования на опоре рядом с проезжей частью. Высота установки должна быть в диапазоне высот от 5 м до 11 м от уровня дорожного полотна проезжей части автодороги.
В силу п. 11.2 Технического задания, измерение скорости транспортных средств с гарантированной точностью должно производится при скоростях движения транспортных средств в зоне контроля:
- Минимальная скорость, км/ч, не более : 5
- Максимальная скорость, км/ч, не менее: 255
Пределы допускаемой абсолютной погрешности при измерении скорости должны быть:
- не более _ 2 км/ч до 100 км/ч
- не более _ 2% при скорости выше 100 км/ч
Из содержания документации об аукционе не следует, что Заказчиком установлены требования о соответствии выполняемых работ, поставляемых при выполнении работ товаров требованиям ГОСТ, ссылка на которые содержится в жалобе ООО "ПИК".
Статья 33 Закона о контрактной системе не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорных позициях, а также не запрещает заказчику проводить закупку товара с теми характеристиками, которые максимально обеспечивают его потребности
Закон о контрактной системе также не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
При этом, установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
В рамках формирования заказа Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата.
При описании объектов закупки Заказчиком не использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования, последним указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика; не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС признала довод жалобы Заявителя необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать обоснованной жалобу ООО "ПИК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июля 2017 г. N 44-3049/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017