Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 августа 2017 г. N 44-3076/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N 13" (далее - Заказчик):
ООО Управляющая Компания "АГАТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 18073/17 от 25.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение проектных работ по капитальному ремонту здания СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N 13" по адресу Санкт-Петербург, Коломяжский пр., дом 34, корпус 1, литера А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 14.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200166417000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 607 795 ,27 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части утверждения аукционной документации не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы согласился.
Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке требований к участникам закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе и установление требований к участникам закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно Части II (подпункт 1.6.2.1. части I) документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник аукциона должен быть членом саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования и иметь допуск к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Выполнение работ по подготовке проектной документации должно обеспечиваться специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
Основание: ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования в случае если участник аукциона относиться к организациям, указанным в ч. 4.1. ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 или ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Заказчик с доводом жалобы о неустановлении в документации о закупке требований к участникам закупки на основании ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласился.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, требование Заказчика к участникам закупки о наличии допуска к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) не соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно Части II (пункт 2 подпункта 3.1.4. части I) документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе: "Копия действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с допуском к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении и документации об аукционе.".
Таким образом, требование к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе также не соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления требования к составу и содержанию второй части заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке требования к участникам закупки в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в Части II (подпункты 1.6.2.1. -1.6.2.10. части I) документации о закупке.
Вместе с тем, Заказчиком не установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке места выполнения работ не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заказчиком в извещении о проведении закупки и документации о закупке указано следующее: "г. Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д.34, корп. 1, лит. А".
Согласно доводам Заявителя проектные работы осуществляются по месту нахождения исполнителя, следовательно, указание в качестве места выполнения работ места нахождения Заказчика является неправомерным.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик в извещении о проведении закупки обязан указать место выполнения работ. Место нахождения исполнителя до заключения государственного контракта Заказчик указать не вправе.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Управляющая Компания "АГАТ" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке требований к участникам закупки и требований к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством о контрактной системе; о неустановлении требований к участникам закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 8 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 августа 2017 г. N 44-3076/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017