Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 августа 2017 г. N 44-3087/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБУ "СРНЦ "Военно-патриотический центр "Дзержинец" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "СтройСервисПроект" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 18222-ЭП/17 от 26.07.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на монтажные и пусконаладочные работы систем автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в филиале "Рубеж" СПБ ГБУ СРЦН ВПЦ "Дзержинец" по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д.22, Лит Б, пом.: 22-Н, 23-Н, 24-Н, 26-Н (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200268617000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 947 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.07.2017 N0372200268617000016-1-2 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям и условиям документации об аукционе в электронной форме.
Согласно ст.145 ФЗ-123 при использовании материалов в области пожарной безопасности требуется подтверждение их соответствия нормам пожарной безопасности, так как оборудование применяемое при установке пожарной сигнализации подпадает под отдельный вид продукции содержащейся в ЕДИНОМ ПЕРЕЧНЕ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ). Следовательно деятельность в области пожарной безопасности - лицензируется, а применяемая продукция на территории Российской Федерации в области пожарной безопасности имеет обязательный пожарный сертификат соответствия.
Согласно статье 52 ФЗ-123, способом защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является установка систем пожарной сигнализации.
Согласно п.2 ст.146 ФЗ-123 продукция требования пожарной безопасности которой подтверждены в установленном настоящим Федеральным законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке.
Согласно пп.3 п.5 ст.147 ФЗ-123 при сертификации заявитель указывает на сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки , в том числе наименование применяемое в Российской Федерации), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению и другую техническую документацию, описывающую продукцию.
Это и требовалось указать в таблице с конкретными показателями используемых товаров.
На основании вышеизложенного при заполнении Приложения N2 описывались все товары, имеющие либо сертификат пожарной безопасности, либо санитарно-гигиенический сертификат, либо сертификат соответствия, либо декларацию о соответствии.
Особое внимание к товару, указанному в п.7 (извещатель тип 1) - основополагающий элемент в пожарной безопасности при проектировании и монтаже.
В пункте N7 таблицы, участник размещения заказа указывает вместо наименования товара и производителя только страну происхождения - Россия и его наименование "тип 1", ссылаясь на то, что будет использовать товар не имеющий товарного знака (знака обслуживания), то есть по закону такой товар без названия не может быть сертифицирован, и заявка на сертификацию такого товара была бы отклонена.
Проанализировав все технические характеристики предлагаемого товара, и просмотрев множество характеристик на пожарные дымовые линейные извещатели, существуют лишь близкие по техническим параметрам дымовые линейные пожарные извещатели, но нет ни одного такого, который бы имел технические характеристики указанные в заявке участника. Такой товар идентифицировать не представляется возможным и к использованию монтажных и пусконаладочных работах системы пожарной сигнализации его применить нельзя, так как он не соответствует требованиям о техническом регламенте в области пожарной безопасности ФЗ-123. Можно сделать вывод, что предлагаемого товара не существует, иначе бы имело смысл написать его название.
Не предоставление или недостоверное предоставление сведений о товаре, такие как его название является невыполнением существенных условий при заключении договора. Следовательно в соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ такой договор будет считаться не заключенным, а целью проведения аукциона является заключение гражданско-правового договора на выполнение работ.".
Согласно доводам Заказчика в первой части заявки Заявителя не указан товарный знак, следовательно, представленный в первой части заявки Заявителя товар не подлежит сертификации. Таким образом, основанием для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя является отсутствие товарного знака.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, довод Заказчика об отсутствии в первой части заявки сведений о производителе товара противоречит ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как такие сведения не являются обязательными для предоставления.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии со ст. 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Комиссия УФАС установила, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять действия, направленные на регистрацию товарного знака (средства индивидуализации).
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака в установленном законодательством порядке свидетельствует об отсутствии его правовой защиты как средства индивидуализации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Исходя из вышеуказанной нормы, гражданское законодательство допускает использование незарегистрированных обозначений в отношении товаров при условии, что такие обозначения не создают вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком, что также подтверждает отсутствие законодательно установленной обязанности регистрации товарного знака.
Согласно доводам Заказчика товар по п. 7 "Извещатель тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию подлежит обязательной сертификации, для проведения которой необходимо наличие товарного знака.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" заявка на проведение сертификации оформляется заявителем на русском языке и должна содержать:
1) наименование и местонахождение заявителя;
2) наименование и местонахождение изготовителя (продавца);
3) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору продукции или код импортной продукции в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);
4) указание на нормативные документы по пожарной безопасности;
5) схему сертификации;
6) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации.
Таким образом, довод Заказчика об обязательном предоставлении в орган по сертификации товарного знака товара, подлежащего сертификации, противоречит нормам Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации не содержит требование об обязательном наличии товарного знака.
Довод Заказчика о предоставлении в первой части заявки наименования товара "Извещатель тип 1" не в соответствии с законодательством о контрактной системе признан Комиссией УФАС несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать:
- конкретные показатели используемого товара;
- указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- наименование страны происхождения товара.
Таким образом, участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе предоставляет сведения, указанные в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в отношении наименований товаров, указанных Заказчиком в документации о закупке.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.07.2017 N0372200268617000016-1-2.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервисПроект" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 августа 2017 г. N 44-3087/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017